Вопрос клинициста
Перед клиницистом вставал все время вопрос: откуда такая неудержимо прогрессирующая сердечная слабость у молодого человека, до того здорового, никогда не предъявлявшего жалоб на область сердца?
В более поздний период, когда на глазах заметно увеличивалась печень, резко усилилась одышка и стали быстро нарастать отеки, можно было полагать развитие эксудативного перикардита. Как известно, одним из его наиболее верных симптомов является быстро увеличивающаяся в размерах печень.
Выраженный цианоз, широкие шейные вены, отечность преимущественно лица соответствовали такому предположению.
А преимущественная отечность лица могла свидетельствовать даже о некотором сдавлении верхней полой вены перикардиальной сумкой, расширившейся под влиянием эксудата.
Но многократные исследования рентгеном ни разу не только не показали типичной для перикардита формы сердца, но, наоборот, рентгенокимография отметила наличие ясных зубцов, что прямо противоречило выводу о наличии эксудата в перикарде.
С другой стороны, в клинике не было типичной для этой формы заболевания тупости с характерным сердечно-печеночным углом, а также расхождения между левой границей и сердечным толчком. Ни разу за все время наблюдения нельзя было отметить шума трения перикарда, и ЭКГ не соответствовала перикардиту.
Таким образом, предположение о перикардите не имело твердой почвы. Не было также достаточно данных, чтобы подозревать эндокардит. Не говоря уже о ходе заболевания, не акцентуируя внимания только на отсутствии шумов в сердце, достаточно отметить, что в клинике у больного нарастали явления декомпенсации без того, что можно было бы назвать инфекционностью процесса, т. е. без явной интоксикации, неизбежной .3 при эндокардите, так остро начавшемся и так бурно протекающем. Ведь в таком случае следовало бы допустить развитие острого септического эндокардита, либо, в крайнем случае, подострого септического эндокардита с крайне тяжелым течением.
Но одно обстоятельство являлось в данном случае достаточно ясным — развитие сердечной декомпенсации высшей степени. Возможность перикардита или эндокардита была исключена.
Надо было поэтому признать, что причиной сердечной слабости является первичная несостоятельность самой сердечной мышцы.
«Госпитальная терапия», А.С.Воронов
Смотрите также:
- Второй случай (Больной, 42 лет, служащий)
- Второй случай (Больной, 42 лет, служащий — Предположения клинициста)
- Второй случай (Больной, 42 лет, служащий — Рвота)
- Второй случай (Больной, 42 лет, служащий — Объективные данные)
- Второй случай (Больной, 42 лет, служащий — Данные анализов)
- Второй случай (Больной, 42 лет, служащий — Эпикриз)
- Второй случай (Больной, 42 лет, служащий — Изменение рвоты)
- Второй случай (Больной, 42 лет, служащий — Старое представление о злокачественности инфекционного артериита)
- Другие случаи
- Объективные данные
- Данные исследований
- Наблюдения за больным в клинике
- Изменения оргнов брюшной полости
- Какова причина тяжелого поражения мышцы?
- Одышка
- Клиника страдания