Частный случай (больной Ч-ев, 26 лет)
Больной Ч-ев, 26 лет, поступил повторно в стационар 24/11 1954 г. Выписался 21/IV 1954 г.
Диагноз: сахарный диабет. Травматическая церебропатия с недостаточностью диэнцефальной области. Фурункулез. Жалуется на жажду, общую слабость. Начало заболевания связывает с травмой черепа 18/11 1953 г. Упал с вышки, был без сознания 7 суток. Придя в сознание почувствовал сильную жажду. Спустя месяц при обследовании был обнаружен сахарный диабет. Первое время находился на диете без инсулина, в дальнейшем получал инсулин по 80 единиц в день.
14/XI 1953 г. был переведен в Больницу имени С. П. Боткина в эндокринологическое отделение, где у больного были припадки с потерей сознания, тяжелое психическое состояние и приступы гипогликемии. По словам большого, такие припадки были и до больницы. Больной уходил от окружающих, предчувствуя наступление припадка, который сопровождался судорогами и потерей сознания.
История жизни
Рос и развивался нормально в удовлетворительных материальных условиях. Окончил 8 классов школы. По возвращении из армии, не имея специальности, работал грузчиком. Материально-бытовые условия в связи с болезнью плохие. Живет в общежитии, не женат. Наследственность не отягощена.
Настоящее состояние
Сознание ясное. Телосложение пропорциональное. Подкожно-жировой слой развит хорошо. Кожа и видимые слизистые оболочки нормальной окраски, оволосение по мужскому типу. Периферические лимфатические железы не прощупываются. Температура нормальная. Органы дыхания без отклонений от нормы. В органах кровообращения отклонений от нормы нет. Пульс 80 ударов в минуту. Артериальное давление 120/110 мм рт. ст.
Органы брюшной полости: диспепсических расстройств нет. Повышенная жажда. Стул оформленный. Аппетит плохой. Язык сухой. Живот мягкий. Болезненность при пальпации области печени и желчного пузыря. Верхняя граница печени находится на уровне VI ребра, нижняя выступает на 2,5 см из-под края реберной дуги. Селезенка не пальпируется.
Мочеполовая система: полиурия. Почки не прощупываются. Симптом Пастернацкого отрицательный. Половые органы развиты нормально.
Неврологический статус: зрение и слух нормальные. Частые головные боли. В 1953 г. после травмы черепа возник сахарный диабет. Через полгода выявились припадки с потерей сознания и судорогами. Припадки бывают чаще, когда больной чем-нибудь расстроен.
Объективно: черепно-мозговые нервы нормальны. Парезов нет. Сухожильные рефлексы равномерны, живые. Менингеальных симптомов нет. Общая повышенная раздражительность. Склонен к эффективным вспышкам.
Диагноз: травматическая диэнцефалопатия с функциональной недостаточностью диэнцефальной области.
Эндокринная система: поджелудочная железа; повышенная жажда, полиурия, сахара в крови 315 мг%, сахара в моче 3% при приеме 70 единиц инсулина в сутки.
Биохимический анализ крови: билирубина 0,5 мг%, холестерина 245 мг%, остаточного азота 26 мг%. Клинический анализ крови без отклонений от нормы. Рентгеноскопия грудной клетки: легкие и сердце без отклонений от нормы.
Рентгеноскопия желудка и двенадцатиперстной кишки: луковица двенадцатиперстной кишки деформирована, отмечается стойкое втяжение по малой кривизне.
Заключение: рубцовая деформация луковицы на почве бывшей язвы. В период пребывания в стационаре у больного были припадки гипогликемического характера. Сахар крови снижался до 121 мг%. Наряду с этим у больного были припадки травматического характера. Во время этих припадков снижения сахара в крови не было.
Суточная кривая сахара крови при повторном обследовании: в 9 часов 192 мг%, в 12 часов 145 мг%, в 15 часов 357 мг%, в 18 часов 284 мг%, в 24 часа 477 мг%, в 3 часа 230 мг%, в 6 часов 313 мг%, в 9 часов 226 мг%. Сахар мочи колеблется от 4 до 3,5%. Суточный диурез 3 л. Сахара в крови было 300 — 330 мг% в утренние часы. Суточная глюкозурия была 100 — 91 — 50 г.
Диета: углеводов 346 г, белков 120 г, жиров 77 г, всего 2500 — 2800 калорий при введении 70 — 64 единиц инсулина в сутки.
Возникновение заболевания после травмы черепа, сопровождавшейся потерей сознания, и наличие травматической церебропатии говорят о центральном сахарном диабете со своеобразной наклонностью к гипогликемиям, несмотря на высокий уровень сахара крови.
После проведенного повторного курса лечения в стационаре припадки у больного прекратились. В результате правильного применения инсулина удалось исключить возможность гипогликемий.
Течение сахарного диабета приняло стабильный характер. Однако в дальнейшем приступы диэнцефальной эпилепсии вновь возобновились, что вновь ухудшило течение сахарного диабета.
Среди нашего контингента больных мы часто встречали возникновение сахарного диабета после психических травм или тяжелых семейно-бытовых переживаний.
В ряде случаев можно было предположить, что у больных имелся латентный сахарный диабет и психическая травма содействовала его выявлению. В отдельных случаях имелся сахарный диабет у родных и, следовательно, можно было допустить определенную семейную предрасположенность к заболеванию, проявившемуся вследствие напряженного состояния нервной системы.
Однако не всегда можно было сопоставить психическую травму с моментом возникновения сахарного диабета. У 8 больных возникновение сахарного диабета было обусловлено тяжелой психической травмой.
«Гипергликемический синдром»,
Л.Н.Аносова
Смотрите также:
- Механическая или психическая травма
- Раздражение центральной нервной системы может вести к глюкозурии
- Развитие диэнцефального синдрома
- Эксперименты Грир и Эрвина
- Влияние внешней среды на развитие сахарного диабета
- Эксперименты Ронсон, Фишер и Ингрем
- Частный случай (больной Л-ин, 20 лет)
- Перерезка спинного мозга
- Частный случай (больной Зл-н, 24 лет)
- Влияние ЦНС на продукцию инсулина
- Психический фактор воздействия на организм
- Комленсаторная роль гипергликемии
- Частный случай (больная Н-на, 27 лет)
- Действие барбитуратов
- Патологические изменения в диэнцефальной области
- Опыты А. О. Долина
- Частный случай (больной Б-ов, 34 лет)