Внутреннее оборудование помещений
К числу общих гигиенических требований, которыми следует руководствоваться при оценке внутреннего оборудования детских (ясли и сады) и школьных учреждений, относится соответствие этого оборудования и учебных пособий возрастным особенностям и силам детей и подростков, а также безопасность его в отношении возникновения травм, отравлений и передачи инфекционных заболеваний. Кроме того, оборудование должно быть привлекательным для ребенка по своему внешнему виду и в известной мере способствовать его эстетическому воспитанию.
Указанные требования нуждаются в определенной конкретизации и уточнении при характеристике отдельных его видов. Гигиеническая оценка школьной мебели должна основываться на принципе ее соответствия росту и пропорциями тела детей и подростков и поддерживать такое положение тела, при котором не происходило бы сдавливания органов грудной и брюшной полости, не наблюдалось бы длительного одностороннего напряжения мышечного аппарата и устранялось излишнее утомление зрения.
Вместе с тем она должна не только обеспечивать удобную физиологическую позу во время занятий, но и позволять легко изменять ее, свободно вставать с рабочих мест, подходить к доске или к демонстрационному столу, удобно размещать индивидуальные пособия и т. п.
До недавнего времени универсальным типом школьной мебели для учащихся всех возрастов считалась парта, основным отличием которой является неподвижное крепление скамьи к рабочему столу, имеющему определенный наклон крышки (14 — 15°).
Необходимость подобной специфики устройства школьной мебели определяется тем обстоятельством, что позы учащихся во время занятий весьма разнообразны, причем для чтения и письма типична различная степень наклона корпуса вперед. В процессе урока этот наклон туловища может постепенно увеличиваться, в результате утомления мышц спины и шеи, осуществляющих функцию разгибания позвоночника.
Основным достоинством парты служит то обстоятельство, что она может механически обеспечивать наиболее рациональное положение тела и облегчать процесс зрительного восприятия, при условии соответствия всех ее показателей ростовозрастным параметрам учащихся.
«Гигиена», В.А.Покровский
Смотрите также:
- Программа общеобразовательной школы
- Осанка
- Наблюдения за динамикой работоспособности
- Требования к производственному оборудованию школьных мастерских
- Трудовая деятельность
- Оценка качества учебных пособий
- Значение правильно организованного отдыха
- Медицинское обслуживание детей и подростков
- Физическое воспитание
- Медицинское обслуживание учащихся
- Закаливающие мероприятия
- Систематический контроль за режимом труда и отдыха
- Выбор территории и планировка
- Предварительный и текущий санитарный надзор
- Озеленение территории
- Определение профессиональной пригодности подростков
- Изоляция шума