Главная / Гигиена / Гигиена детей и подростков

Гигиена детей и подростков


Широкий размах профилактических мероприятий, направленных на улучшение здоровья детских контингентов, обусловливает успешное развитие в государствах такой гигиенической дисциплины, как гигиена детей и подростков. Являясь наукой об охране и укреплении здоровья подрастающего поколения, она изучает влияние факторов внешней среды на развивающийся организм и разрабатывает на этой основе соответствующие нормативы и требования.

Важность изучения этой отрасли гигиены определяется, прежде всего, тем обстоятельством, что детские контингенты составляют около 45% всего населения, благодаря чему уровень их здоровья и физического развития во многом определяет потенциальные запасы производительных сил нашей страны. Вместе с тем в последнее время накапливается все больше данных о том, что такие заболевания, как атеросклероз, сахарный диабет и особенно гипертоническая болезнь, имеют истоки в школьном возрасте. Это еще раз свидетельствует о том, что здоровье взрослого человека формируется уже в его детские годы.

Основным показателем успеха в проведении мероприятий по улучшению условий жизни подрастающего поколения служит повышение показателей его физического развития и снижение заболеваемости и смертности. В то же время до сих пор остаются нерешенными некоторые актуальные вопросы, выдвигаемые жизнью перед гигиеной детей и подростков. Это в первую очередь касается разработки действенных мер профилактики по предупреждению развития среди учащихся близорукости, нарушений опорно-двигательного аппарата, сердечнососудистой патологии и нервно-психических заболеваний.

Большой гигиенической проблемой является борьба с ожирением, которое некоторые исследователи именуют болезнью века, связывая ее причины с нерациональным питанием и малоподвижным образом жизни.

Не подлежит сомнению, что организация обучения и физического воспитания должна основываться на анатомо-физиологических особенностях растущего организма, так как каждый возраст характеризуется только ему присущими чертами строения и функциональными особенностями, с которыми необходимо согласовывать специфику педагогического процесса. На это указывал К. Маркс, подчеркивая, что распределению детей и подростков по возрастным группам должен соответствовать постепенно усложняющийся курс умственного и физического воспитания и технического обучения. Нарушение этого соответствия может привести к тяжелым последствиям развития патологических отклонений в организме ребенка.

«Гигиена», В.А.Покровский

Акселерация, бесспорно, является комплексной социально-биологической проблемой, при решении которой необходимо учитывать всю сумму внешних воздействий, оказывающих влияние на человеческий организм. Это непосредственно относится к качественному и количественному составу пищевого рациона, жилищно-бытовым условиям, рационализации режима труда и отдыха, занятиям физкультурой и спортом, улучшению лечебно-профилактического обслуживания, снижению детской заболеваемости, совершенствованию методов воспитания и обучения и т. д….


Санитарный надзор за проектированием зданий профессионально-технических училищ (ПТУ) осуществляется на основе специальных строительных норм и правил, из расчета 480, 720, 960 и 1200 учащихся. На отводимом участке должны предусматриваться учебно-производственная, спортивная и хозяйственная зоны, при плотности застройки 15 — 20% и площади озеленения не менее 50%. Учебные кабинеты и классы в ПТУ должны удовлетворять тем…


Важнейшей задачей гигиены детей и подростков является изучение и совершенствование всей учебно-воспитательной работы с целью создания оптимальных условий для физического и психического развития растущего организма. Основным гигиеническим принципом при проведении этой работы служит ее соответствие возрастным особенностям ребенка, главной отличительной чертой которых можно считать недостаточную зрелость отдельных функциональных систем, в особенности его нейрогуморального аппарата. Вместе…


Санитарное благоустройство школьных и дошкольных детских учреждений требует гигиенически правильного решения вопросов их вентилирования, отопления и освещения. Без этого не могут быть достигнуты оптимальные показатели состояния внешней среды, необходимые для нормального физического и умственного развития растущего организма, высокой трудоспособности и успеваемости учащихся. Как известно микроклимат жилых и общественных зданий определяется не только наружными метеорологическими условиями,…


Индивидуального подхода требует и режим дня физически ослабленных детей или перенесших серьезное заболевание. Это может относиться к установлению более длительного отдыха, дополнительного питания, некоторых ограничений при проведении физических упражнений и т. д. Весьма важной является подготовка старшей группы дошкольников к пребыванию и обучению в условиях школы. В этом отношении также рекомендуется постепенное, ступенчатое увеличение длительности…


В последнее время получает распространение воздушная система отопления с централизованной приточной вентиляцией. По мнению некоторых гигиенистов, эта система значительно лучше обеспечивает температурный режим учебных помещений, чем обычное радиаторное отопление. Необходимо также упомянуть, что в сельских школах иногда еще применяются различные местные нагревательные установки, из числа которых наиболее выгодны печи большой теплоемкости. При этом их дверцы…


Установлено, что наиболее высокая работоспособность отмечается у учащихся младших классов на 1 — 2-м уроке, а у более старших школьников — на 2 — 3-м уроке. Именно эти уроки следует отводить тем предметам, которые требуют особо напряженного внимания, и для контрольных работ. Благотворное влияние на успеваемость оказывают занятия по физкультуре и ручному труду, обеспечивающие смену…


Нормативы естественного освещения для учебных помещений должны быть выше, чем для обычных жилых домов, что в равной мере относится как к геометрическим, так и светотехническим его показателям. Большое влияние на освещенность классов и кабинетов может оказывать коэффициент отражения их внутренней поверхности. В этом отношении играет роль окраска не только потолка и стен, но и школьной…


Особого подхода требует проведение занятий в первом классе, учитывая продолжительность активного внимания у семилетнего ребенка, не превышающую 15 мин. В дальнейшем она постепенно увеличивается, равняясь в возрасте 8 — 10 лет 25 мин и 12 — 15 лет 30 мин. Следовательно, для первоклассников целесообразно проводить так называемые комбинированные уроки, когда письмо сменяется чтением, беседой, рисованием…


К числу общих гигиенических требований, которыми следует руководствоваться при оценке внутреннего оборудования детских (ясли и сады) и школьных учреждений, относится соответствие этого оборудования и учебных пособий возрастным особенностям и силам детей и подростков, а также безопасность его в отношении возникновения травм, отравлений и передачи инфекционных заболеваний. Кроме того, оборудование должно быть привлекательным для ребенка по…