Парты
С гигиенической точки зрения весьма важно строгое соблюдение размеров и взаимоотношений для основных элементов парты. Это, прежде всего, относится к длине и ширине крышки стола, глубине и высоте сиденья. Вместе с тем всегда необходимо принимать во внимание и такие специфические показатели как дистанция спинки (расстояние между спинкой парты и краем крышки стола), дистанция сиденья (расстояние между передним краем скамьи и задним краем крышки парты), дифференция (высота крышки стола над сиденьем по вертикали) и высота спинки скамьи.
Значение указанных показателей целесообразно проиллюстрировать на примере дистанции сиденья, которая может быть положительной, нулевой и отрицательной. В первом случае, когда скамья далеко отстоит от стола, ученик лишается возможности опираться на спинку парты, во втором — когда край сиденья и стола находятся в одной вертикальной плоскости, положение тела учащегося также является недостаточно удовлетворительным.
Только при наличии отрицательной дистанции, т. е. когда край скамьи заходит на 2 — 3 см за край крышки парты, можно обеспечить наиболее правильную, удобную и наименее утомительную позу школьника. В настоящее время наиболее распространены двухместные деревянные парты, конструкция которых представляет усовершенствованную модель, разработанную Ф. Ф. Эрисманом.
Несомненными преимуществами обладают одноместные парты, как в отношении большей самостоятельности в работе учащихся, так и для уменьшения опасности распространения инфекционных заболеваний. Бесспорно, положительной оценки заслуживает универсальная парта с переменными размерами высоты сиденья и крышки.
Необходимо подчеркнуть, что многочисленными исследованиями доказана целесообразность постоянного использования в качестве школьной мебели столов и стульев, применение которых не ухудшает работоспособности и осанки учащихся. Исключение представляют начальные классы, где школьники еще не обладают соответствующими навыками в отношении регуляции и соблюдения правильной рабочей позы.
Поэтому в данных классах нужно отдавать предпочтение партам, в которых всегда обеспечивается оптимальная (отрицательная) дистанция сиденья. Напротив, в средних и старших классах явно показано оборудование помещения ученическими столами и стульями, особенно, при кабинетной системе преподавания.
Установлено, что основные размеры школьной мебели могут быть одинаковыми для учащихся, отличающихся ростом до 15 см.
В связи с этим в ныне действующих стандартах предусматривается изготовление только пяти номеров мебели, причем вводится буквенная система их нумерации, а именно: А — для школьников ростом до 130 см, Б — 130 — 145 см, В — 145 — 160 см, Г — 160 — 175 см, Д — для школьников ростом более 175 см. Кроме того, применяется цветная маркировка мебели, для чего на внешней поверхности стула и стола наносится полоса или круг желтого (А), красного (Б), голубого (В), зеленого (Г) и белого (Д) цвета.
«Гигиена», В.А.Покровский
Смотрите также:
- Физическое воспитание
- Медицинское обслуживание учащихся
- Закаливающие мероприятия
- Систематический контроль за режимом труда и отдыха
- Выбор территории и планировка
- Предварительный и текущий санитарный надзор
- Озеленение территории
- Определение профессиональной пригодности подростков
- Изоляция шума
- Элементы школьного здания
- Акселерация
- Планирование физкультурных залов
- Акселерация как социально-биологическая проблема
- Санитарный надзор за проектированием зданий
- Основные гигиенические требования к организации учебно-воспитательной работы
- Основы гигиенического нормирования микроклимата
- Режим дня физически ослабленных детей