Трудовая деятельность
Следует подчеркнуть, что вся трудовая деятельность детей и подростков должна проводиться под непрерывным медицинским контролем, определяющим возможность растущего организма для работы на производстве, для участия в общественно полезном труде и профессиональной ориентации учащихся.
Обязательным элементом учебного процесса должны быть правильно организованные перемены (рекреации), основными целями которых являются предоставление кратковременного отдыха центральной нервной системе, активизация статически напряженных мышц и создание возможности для глубокого свободного дыхания. Поэтому они должны преимущественно проводиться на открытом воздухе или в крайнем случае в достаточно просторном, хорошо проветриваемом помещении.
Длительность перерывов между занятиями равняется 10 мин. Кроме того, после второго (для младших классов) или третьего (для старших классов) уроков устанавливается большая 30-минутная перемена, в течение которой школьники получают горячий завтрак.
Начатый в строго определенные часы школьный день нуждается в таком же завершении. В связи с этим не следует по возможности допускать задержку учащихся после окончания уроков, так как подобная задержка неминуемо влечет за собой нарушение всех остальных элементов распорядка дня.
Большое внимание следует уделять и внешкольному режиму учащихся, что, прежде всего относится к приготовлению домашних заданий, являющихся нередко источником большего утомления, чем занятия в школе. Это объясняется не только их объемом, но и неудовлетворительными условиями в отношении надлежащей организации рабочего места, освещения, тишины и т. д.
Школьникам первой смены рекомендуется начинать работу дома не позже 16 — 17 ч дня, после 1,5 — 2-часового отдыха, а обучающимся во вторую смену — в 8,5 — 9 ч утра. Из других важных элементов внешкольного режима большое значение имеет пребывание на открытом воздухе. Этот активный отдых должен продолжаться не менее 3 — 3,5ч для учащихся младших классов и 2 — 2,5 ч для старших.
Для здоровья ребенка важнейшее гигиеническое значение имеет продолжительность сна. Для детей и подростков школьного возраста минимальная его продолжительность должна колебаться от 10 — 11 ч (для 1 — 4-х классов) до 8 — 8,5 4 (для 10 класса).
Указанные нормативы будут удовлетворять физиологические потребности организма только при глубоком и спокойном сне. Для этого необходимы строгое соблюдение режима дня, ранний ужин, обстановка, способствующая постепенному развитию тормозных процессов в центральной нервной системе, кратковременная прогулка, регулярное соблюдение правил личной гигиены и т. д.
Быстрому засыпанию, бесспорно, помогает проветривание спальных комнат и возможное исключение всех интенсивных внешних раздражителей. Все рассмотренные показатели и нормативы режима дня следует расценивать лишь как примерную схему, требующую обязательной индивидуализации в каждом конкретном случае.
«Гигиена», В.А.Покровский
Смотрите также:
- Акселерация как социально-биологическая проблема
- Основы гигиенического нормирования микроклимата
- Основные гигиенические требования к организации учебно-воспитательной работы
- Система отопления
- Режим дня физически ослабленных детей
- Нормативы естественного освещения
- Работоспособность в течение дня
- Внутреннее оборудование помещений
- Проведение занятий в первом классе
- Парты
- Программа общеобразовательной школы
- Осанка
- Наблюдения за динамикой работоспособности
- Требования к производственному оборудованию школьных мастерских
- Значение правильно организованного отдыха
- Оценка качества учебных пособий
- Физическое воспитание