Озеленение территории
Для гигиенического благоустройства школ и других детских учреждений важное значение имеет озеленение территории, их расположение, причем зеленые насаждения должны занимать не менее 40 — 50% всей площади.
До минимума должны быть сокращены асфальтированные покрытия, являющиеся источниками токсических (канцерогенных) веществ и оказывающие крайне неблагоприятное воздействие на микроклимат пришкольной территории и тепловое состояние организма учащихся. Лучше всего площадки для отдыха детей засеивать трудно-вытаптываемыми смесями трав (клевер, тимофеевка, луговой мятлик и др.).
Большое значение имеет 15-метровая зеленая защитная зона, предохраняющая воздушный бассейн школы от газообразных и пылевых загрязнений, а также от интенсивного уличного шума. Необходимо подчеркнуть, что планировка школы должна быть согласована с общей планировкой земельного участка и составлять с ним как бы единое целое. Это означает необходимость устройства нескольких наружных входов и гардеробных, близость к ним первых классов, наличие балконов, террас, навесов и т. д. Только при указанных условиях, возможно, обеспечить достаточно широкое использование этого участка во время перемен и для занятий на открытом воздухе в любую погоду.
Планировочная структура школьных зданий в первую очередь определяется характером учебного заведения, в зависимости от которого обычно выделяются следующие типы школ:
- массовые общеобразовательные школы;
- школы продленного дня;
- школы-интернаты с круглосуточным пребыванием учащихся;
- вечерние сменные школы для работающих подростков.
Кроме того, имеются особые школы, предназначаемые для детей с различными пороками развития (слепых и слабовидящих, глухонемых и слабослышащих, умственно отсталых), а также школы санаторного типа для учащихся с ослабленным здоровьем (невротиков, страдающих хроническим ревматизмом, туберкулезной интоксикацией, перенесших полиомиелит и др.).
Общие гигиенические требования ко всем указанным типам школ во многом аналогичны, что в первую очередь касается высоты школьных зданий, этажность которых, как правило, не должна превышать 3 этажей. Только в условиях крайне стесненной застройки больших городов допускается (по согласованию с санитарными органами) строительство 4-этажных школ.
Вместе с тем требования гигиены и педагогики делают необходимым обеспечение структурных особенностей школьных зданий. Это, прежде всего, относится к максимально возможному разделению коллектива учащихся на отдельные возрастные группы для дифференциации учебно-воспитательного процесса, что представляет особую важность в начальных классах.
«Гигиена», В.А.Покровский
Смотрите также:
- Изоляция шума
- Определение профессиональной пригодности подростков
- Элементы школьного здания
- Планирование физкультурных залов
- Акселерация
- Санитарный надзор за проектированием зданий
- Акселерация как социально-биологическая проблема
- Основы гигиенического нормирования микроклимата
- Основные гигиенические требования к организации учебно-воспитательной работы
- Система отопления
- Режим дня физически ослабленных детей
- Нормативы естественного освещения
- Работоспособность в течение дня
- Внутреннее оборудование помещений
- Проведение занятий в первом классе
- Парты
- Программа общеобразовательной школы