Режим дня физически ослабленных детей
Индивидуального подхода требует и режим дня физически ослабленных детей или перенесших серьезное заболевание. Это может относиться к установлению более длительного отдыха, дополнительного питания, некоторых ограничений при проведении физических упражнений и т. д. Весьма важной является подготовка старшей группы дошкольников к пребыванию и обучению в условиях школы.
В этом отношении также рекомендуется постепенное, ступенчатое увеличение длительности и числа занятий. В настоящее время можно с уверенностью сказать, что 7-летний возраст является периодом школьной зрелости, когда дети, как правило, не только способны к школьному обучению, но и ощущают настоятельную потребность в нем. Это относится и к физиологической подготовленности ребенка в отношении функционального состояния его центральной нервной системы и опорно-двигательного аппарата.
В какой-то степени последнее может быть также обусловлено процессом акселерации, играющей положительную роль не только в физическом развитии, но и в повышении работоспособности. Все это, разумеется, не означает, что состояние здоровья учащихся не нуждается в постоянном медицинском наблюдении. В такой же мере обязательным является строгий контроль за проведением всех необходимых гигиенических мероприятий, имеющих значение для учебной работы школьников, их физического развития, режима труда и отдыха, организации питания и т. д.
Особого внимания требуют учащиеся первых классов, организм которых наиболее податлив к неблагоприятным воздействиям и перед которыми впервые открылись двери школы. Поэтому распорядок дня для первоклассников должен иметь целый ряд особенностей, прежде всего относящихся ко времени начала занятий — не ранее 9 ч утра, что позволяет детям не торопиться и избавляет их от тревоги опоздать, влекущей за собой иногда значительное нервное напряжение.
В то же время многие исследователи считают возможным уменьшить длительность учебного дня до 3 уроков, снизив их продолжительность до 35 мин. При составлении расписания занятий необходимо принимать во внимание не только трудность тех или иных предметов, но и изменение работоспособности учащихся в течение дня и недели.
Для равномерного распределения учебной нагрузки нельзя допускать концентрации особо трудных уроков (математика, физика), чередуя их с более легкими, что способствует переключению внимания и изменению функционального состояния коры головного мозга. Недопустимо также сдваивание занятий по одному и тому же предмету.
«Гигиена», В.А.Покровский
Смотрите также:
- Акселерация как социально-биологическая проблема
- Основы гигиенического нормирования микроклимата
- Основные гигиенические требования к организации учебно-воспитательной работы
- Система отопления
- Работоспособность в течение дня
- Нормативы естественного освещения
- Проведение занятий в первом классе
- Внутреннее оборудование помещений
- Программа общеобразовательной школы
- Парты
- Наблюдения за динамикой работоспособности
- Осанка
- Трудовая деятельность
- Требования к производственному оборудованию школьных мастерских
- Значение правильно организованного отдыха
- Оценка качества учебных пособий
- Физическое воспитание