Система отопления
В последнее время получает распространение воздушная система отопления с централизованной приточной вентиляцией. По мнению некоторых гигиенистов, эта система значительно лучше обеспечивает температурный режим учебных помещений, чем обычное радиаторное отопление. Необходимо также упомянуть, что в сельских школах иногда еще применяются различные местные нагревательные установки, из числа которых наиболее выгодны печи большой теплоемкости. При этом их дверцы должны находиться вне класса, а топку следует заканчивать за 2,5 — 3 ч до начала занятий.
Показателем достаточности любой отопительной системы является возможность поддержания теплового режима в заданных пределах, обусловливаемых функциональным назначением тех или иных помещений. Кроме того, предусматривается и равномерность распределения температуры, причем разность не должна превышать по горизонтали 2 С, а по вертикали (у пола и на высоте 1,5 м) — 2,5 С.
Следует также учитывать величину относительной влажности воздуха, которую лучше всего поддерживать на уровне около 60% и не уменьшать ниже 30 — 35%. Большую роль в формировании микроклимата зданий играют светопроемы, особенно в холодное и жаркое время года. В этом отношении чрезмерное увеличение площади окон может оказывать явно отрицательное влияние на метеорологические условия в учебных помещениях и на тепловое состояние ребенка, вызывая его охлаждение или перегревание. По указанной причине применение ленточного остекления в районах Крайнего Севера и Сибири является недопустимым.
В заключение необходимо указать на значение для организма, так называемого пульсирующего или динамического микроклимата, который может обеспечивать периодическое умеренное напряжение терморегуляции, способствующее ее тренировке (Е. И. Кореневская). Основная часть учебной работы связана с напряжением органов зрения, поэтому особое внимание должно быть обращено на освещение школьных помещений.
При этом к нему предъявляются следующие общие требования: оно должно быть достаточным, равномерным в пространстве и во времени, не создавать теней на рабочем месте и блескости в поле зрения, а также не вызывать перегрева помещения.
Необходимо подчеркнуть, что реализация этих требований в отношении естественного освещения, прежде всего, связана с ориентацией здания по странам света, причем наилучшей считается его направленность на юг и на юго-восток. Севернее 56° с. ш. может допускаться юго-западная и западная ориентация. Особыми преимуществами, бесспорно, обладает первая из них, так как зимой она обеспечивает классные помещения максимальным количеством тепла и света, а летом — не дает значительного перегрева.
«Гигиена», В.А.Покровский
Смотрите также:
- Изоляция шума
- Элементы школьного здания
- Акселерация
- Планирование физкультурных залов
- Акселерация как социально-биологическая проблема
- Санитарный надзор за проектированием зданий
- Основные гигиенические требования к организации учебно-воспитательной работы
- Основы гигиенического нормирования микроклимата
- Режим дня физически ослабленных детей
- Нормативы естественного освещения
- Работоспособность в течение дня
- Внутреннее оборудование помещений
- Проведение занятий в первом классе
- Парты
- Программа общеобразовательной школы
- Осанка
- Наблюдения за динамикой работоспособности