Проведение занятий в первом классе
Особого подхода требует проведение занятий в первом классе, учитывая продолжительность активного внимания у семилетнего ребенка, не превышающую 15 мин. В дальнейшем она постепенно увеличивается, равняясь в возрасте 8 — 10 лет 25 мин и 12 — 15 лет 30 мин. Следовательно, для первоклассников целесообразно проводить так называемые комбинированные уроки, когда письмо сменяется чтением, беседой, рисованием и т. д., что ослабляет развитие утомления. Значительный эффект для его профилактики может дать проведение физкультминутки между первой и второй половиной занятий.
Весьма большую роль для поддержания высокой работоспособности и внимания учащихся играет эмоциональность изложения учебного материала. При этом монотонность речи учителя может способствовать, возникновению у детей дремотного состояния и по своему воздействию она аналогична слабому раздражителю, вызывающему разлитое торможение коры.
Трудно переоценить также значение наглядности преподавания, что делает уроки не только более доходчивыми, но и менее утомительными, о чем свидетельствует все расширяющееся применение в школах технических средств обучения (телевизоры, проекторы, магнитофоны, проигрыватели и др.).
В последние годы довольно широкое развитие в нашей стране получили так называемые профилированные классы и школы — математические, физические и школы с преподаванием ряда предметов на иностранном языке. Кроме выполнения обязательной общей программы, учащиеся уделяют много внимания специальным дисциплинам. В результате их умственная нагрузка в старших классах достигает 36 ч в неделю, не считая времени на приготовление домашних заданий. Естественно, что такая нагрузка может отрицательно сказаться на состоянии здоровья школьников.
В частности, у старшеклассников спецшкол в два — три раза чаще, чем обычно, регистрируются случаи артериальной гипертонии и значительно большее число учащихся страдают близорукостью. Вместе с тем у них отмечается ухудшение функции внешнего дыхания, снижается жизненная емкость легких и ряд других показателей. Таким образом, при приеме в профилированные школы необходимо учитывать не только способности и подготовку детей и подростков, но и состояние их здоровья. Кроме того, большое значение имеет пересмотр программы и совершенствование методов преподавания.
Следует полагать, что большая умственная нагрузка может быть вполне компенсирована хорошо организованным режимом дня и питания, правильно поставленным физическим воспитанием, рациональным режимом труда и отдыха.
«Гигиена», В.А.Покровский
Смотрите также:
- Акселерация
- Санитарный надзор за проектированием зданий
- Акселерация как социально-биологическая проблема
- Основы гигиенического нормирования микроклимата
- Основные гигиенические требования к организации учебно-воспитательной работы
- Система отопления
- Режим дня физически ослабленных детей
- Нормативы естественного освещения
- Работоспособность в течение дня
- Внутреннее оборудование помещений
- Программа общеобразовательной школы
- Парты
- Наблюдения за динамикой работоспособности
- Осанка
- Трудовая деятельность
- Требования к производственному оборудованию школьных мастерских
- Значение правильно организованного отдыха