Предварительный и текущий санитарный надзор
Предварительный и текущий санитарный надзор за детскими и подростковыми учреждениями осуществляется школьно-санитарными врачами санитарно-эпидемиологических станций. При этом первый из них имеет своей задачей контроль за выполнением гигиенических требований при строительстве и оборудовании школ, яслей-садов и др., а также за соблюдением норм и правил при изготовлении мебели, учебных пособий и игрушек.
В порядке же текущего надзора проводится повседневный контроль за работой детских учебно-воспитательных учреждений в отношении санитарного состояния, оценка режима дня, мероприятий по физическому воспитанию, качества питания и т. п. В летний период школьные врачи должны принимать активное участие в организации и проведении оздоровительных мероприятий.
Еще до выезда в пионерские лагеря они проверяют здоровье детей, проводят в случае необходимости профилактические прививки, обследуют санитарное состояние лагерных помещений и пищеблоки, а также обеспеченность доброкачественной питьевой водой. По прибытии в лагерь учащиеся в течение первых 3 дней должны пройти медицинский осмотр с целью распределения их по группам для физкультурных занятий и выявления детей, требующих щадящего режима.
В дальнейшем задачей медицинских работников является установление строгого контроля за соблюдением режима дня, в отношении физической нагрузки, времени ночного и дневного сна, максимального пребывания на свежем воздухе, количественными и качественными показателями пищевого рациона.
Необходимо подчеркнуть, что школьный врач должен быть хорошим пропагандистом гигиенических знаний, так как одной из наиболее важных его обязанностей является систематическое проведение санитарно-просветительной работы среди учащихся, педагогов и родителей. Без этого весьма трудно обеспечить рациональный учебный режим детей и подростков и организацию их досуга.
Более того, санитарная культура человека во многом определяется навыками, приобретенными в детском возрасте, что, в частности, зависит и от уровня преподавания основ гигиены, включенных в программу общеобразовательной школы. Таким образом, круг обязанностей школьного врача очень широк и многообразен, что обязывает его быть не только хорошим специалистом в области педиатрии, но и обладать достаточными знаниями по гигиене детей и подростков, педагогике и контролю за физическим воспитанием учащихся.
Поэтому можно полностью согласиться с мнением выдающегося русского педиатра Н. П. Гундобина, что детский врач — не только лечащий врач, но и гигиенист-воспитатель.
«Гигиена», В.А.Покровский
Смотрите также:
- Акселерация как социально-биологическая проблема
- Санитарный надзор за проектированием зданий
- Основные гигиенические требования к организации учебно-воспитательной работы
- Основы гигиенического нормирования микроклимата
- Режим дня физически ослабленных детей
- Система отопления
- Работоспособность в течение дня
- Нормативы естественного освещения
- Проведение занятий в первом классе
- Внутреннее оборудование помещений
- Программа общеобразовательной школы
- Парты
- Наблюдения за динамикой работоспособности
- Осанка
- Трудовая деятельность
- Требования к производственному оборудованию школьных мастерских
- Значение правильно организованного отдыха