Элементы школьного здания
К числу основных помещений общеобразовательной школы относятся классы, учебные кабинеты, лаборатории, мастерские, физкультурный зал и живой уголок.
Из всех этих помещений важнейшими элементами школьного здания являются классные комнаты, в которых учащиеся первых трех лет обучения проводят около 80% времени. По нормам строительства, площадь на одно ученическое место должна быть не меньше 1,25 м2. Глубина (ширина) класса не должна превышать 6,3 м, так как при большей ее величине парты третьего ряда, наиболее далеко отстоящие от окон, могут оказаться в крайне неудовлетворительных условиях естественного освещения.
Длина классов в школах нового строительства обычно составляет 8 — 8,4 м, причем удлинение их размеров свыше 9 м недопустимо, так как может привести к излишнему напряжению органов зрения и слуха учащихся. Высота классных комнат с учетом совокупности технических, экономических и гигиенических требований должна быть равна 3 м, в результате чего минимальная кубатура, приходящаяся на одного школьника, достигает 3,75 мЗ.
В настоящее время некоторые гигиенисты обоснованно возражают против принципа стандартизации размеров всех классных помещений и настаивают на определенном их дифференцировании в зависимости от возрастных особенностей учащихся. При этом помещения, предназначаемые для учеников однородных или смежных возрастов, необходимо группировать в пределах одного и того же этажа или отдельного отсека. Особо желательно объединять в изолированный блок первые классы, который следует размещать в нижнем этаже.
Учебные кабинеты, предназначаемые для занятий школьников, начиная с 4-го класса, имеют те же габариты, что и обычные классные комнаты. Исключение составляет кабинет черчения и рисования, площадь которого должна равняться 66 м2. Известные планировочные особенности, по сравнению с обычными классами, имеют школьные лаборатории по химии, физике и биологии, обычно располагающиеся одна над другой в отдельном крыле школьного здания и обладающие несколько большими размерами (66 — 70 м2).
Из них первые следует размещать на верхнем этаже, что облегчает работу местной вытяжной вентиляции и препятствует загрязнению воздуха в других помещениях. При этом при каждой лаборатории предусматривается лаборантская комната площадью 15-24 м2. Специфические гигиенические требования предъявляются к устройству и оборудованию школьных мастерских по обработке дерева и металла. Как правило, обе мастерские должны размещаться в первом этаже, причем в них необходимо предусматривать возможные меры вибро- и звукоизоляции.
Допускается возможность их устройства и в цокольном этаже, при заглублении помещения не ниже 0,7 м и достаточной его высоте. Во всех случаях кубатура, приходящаяся на одного учащегося, не должна быть меньше 13 м3 (при высоте 3,2 м). Следует также оборудовать в этих помещениях теплые (деревянные) полы или, в крайнем случае, деревянные настилы возле рабочего места.
«Гигиена», В.А.Покровский
Смотрите также:
- Наблюдения за динамикой работоспособности
- Требования к производственному оборудованию школьных мастерских
- Трудовая деятельность
- Оценка качества учебных пособий
- Значение правильно организованного отдыха
- Медицинское обслуживание детей и подростков
- Физическое воспитание
- Медицинское обслуживание учащихся
- Закаливающие мероприятия
- Систематический контроль за режимом труда и отдыха
- Выбор территории и планировка
- Предварительный и текущий санитарный надзор
- Озеленение территории
- Определение профессиональной пригодности подростков
- Изоляция шума
- Планирование физкультурных залов
- Акселерация