Определение профессиональной пригодности подростков
Одним из важных разделов медицинского обслуживания учащихся, требующим специального рассмотрения, является проведение профессиональной консультации и определение профессиональной пригодности подростков. При этом необходимо учитывать не только их интересы и наклонности, но и состояние здоровья, условия труда в определенных отраслях производства и наличие противопоказаний при приеме на ту или иную работу.
Согласно действующему в законодательству, такую консультацию должны получать все оканчивающие школу при поступлении на работу или в ПТУ и техникумы. Данная, весьма трудоемкая, обязанность выполняется врачом подросткового кабинета после углубленного медицинского осмотра с учетом успеваемости, возрастных особенностей и других факторов, причем рекомендация должна быть построена на результатах динамического наблюдения за состоянием здоровья в течение нескольких лет.
В то же время рекомендуемая трудовая деятельность должна давать возможность подростку выполнять ее не только с наибольшей производительностью, но и максимально удовлетворять его интересы и способности. В связи с этим приобретают особую актуальность вопросы профессиональной ориентации учащихся, предусматривающей всестороннее их ознакомление с характерными особенностями различных профессий, что осуществляется путем организации экскурсий на заводы и совхозы, встречи с передовиками производства, чтения лекций и др.
Важным условием для правильного определения профессиональной пригодности являются подробные данные о состоянии здоровья подростка и о психофизиологических и морфологических особенностях его организма. Вместе с тем врач должен располагать профессиограммой, т. е. подробной санитарной характеристикой основных профессий и требований, которые они предъявляют к организму в целом и отдельным системам и органам.
Наконец, он должен умело пользоваться перечнями противопоказаний, препятствующих для приема на работу и обучение подростков с различными отклонениями в состоянии здоровья.
К числу таких противопоказаний относятся, например, следующие: высокая степень миопии, ограничивающая прием на работу, связанную с напряжением зрения, ослабление слуха, препятствующее пребыванию в шумных цехах, атрофические катары верхних дыхательных путей, при которых противопоказано запыление и высокая температура воздуха, различные нарушения со стороны сердечнососудистой системы, резко ограничивающие физические напряжения при трудовой деятельности и т. п.
«Гигиена», В.А.Покровский
Смотрите также:
- Выбор территории и планировка
- Систематический контроль за режимом труда и отдыха
- Озеленение территории
- Предварительный и текущий санитарный надзор
- Изоляция шума
- Элементы школьного здания
- Акселерация
- Планирование физкультурных залов
- Акселерация как социально-биологическая проблема
- Санитарный надзор за проектированием зданий
- Основные гигиенические требования к организации учебно-воспитательной работы
- Основы гигиенического нормирования микроклимата
- Режим дня физически ослабленных детей
- Система отопления
- Работоспособность в течение дня
- Нормативы естественного освещения
- Проведение занятий в первом классе