Акселерация
Примерно с середины XIX столетия почти во всех странах наблюдается увеличение роста и массы тела у детей и подростков, а также более раннее половое созревание. Это ускоренное физическое развитие, именуемое акселерацией, выявляется большей частью уже в первые два года жизни. Ко времени поступления в школу дети в среднем на 5 — 10 см выше, чем их ровесники в начале нынешнего века.
Установлено также, что наступление менструаций у девушек ускорилось на 2 — 3 года. Вместе с тем происходит сокращение ростового периода, причем стабилизация роста у юношей отмечается к 19 годам (вместо 25 — 26 лет), а у девушек — к 17 годам (вместо 20 лет). На основании проведенных исследований можно предполагать, что акселерация проявляется сильнее всего у тех индивидуумов, развитие которых по каким-либо причинам было замедленным.
Что касается групповой акселерации, то она всецело зависит от влияния внешних факторов и прежде всего от социально-экономических условий. Так, во время второй мировой войны средние показатели физического развития учащихся значительно снизились, достигнув в Московской области уровня 1927 г. В то же время наблюдалось запаздывание полового созревания подростков в среднем на 1,5 — 2 года по сравнению с довоенными показателями.
Для объяснения механизма развития акселерации был предложен ряд гипотез. Одни ученые пытались связать возникновение этого феномена с воздействием физических факторов природной среды, а именно с изменением температуры на Земле, с более интенсивным влиянием солнечного излучения и т. д.
Другие авторы считали основной причиной стимуляции роста улучшение питания населения: повышение содержания в пищевом рационе белков, минеральных солей и витаминов. Имеются также сторонники и урабанизационной теории, придающие основное значение специфике условий жизни городского населения.
Однако все попытки объяснить акселерацию без учета факторов общественного развития представляются явно несостоятельными. В лучшем случае подобного рода гипотезы односторонне преувеличивают ту или иную сторону данного процесса.
«Гигиена», В.А.Покровский
Смотрите также:
- Изоляция шума
- Определение профессиональной пригодности подростков
- Элементы школьного здания
- Планирование физкультурных залов
- Акселерация как социально-биологическая проблема
- Санитарный надзор за проектированием зданий
- Основные гигиенические требования к организации учебно-воспитательной работы
- Основы гигиенического нормирования микроклимата
- Режим дня физически ослабленных детей
- Система отопления
- Работоспособность в течение дня
- Нормативы естественного освещения
- Проведение занятий в первом классе
- Внутреннее оборудование помещений
- Программа общеобразовательной школы
- Парты
- Наблюдения за динамикой работоспособности