Основы гигиенического нормирования микроклимата
Санитарное благоустройство школьных и дошкольных детских учреждений требует гигиенически правильного решения вопросов их вентилирования, отопления и освещения. Без этого не могут быть достигнуты оптимальные показатели состояния внешней среды, необходимые для нормального физического и умственного развития растущего организма, высокой трудоспособности и успеваемости учащихся.
Как известно микроклимат жилых и общественных зданий определяется не только наружными метеорологическими условиями, но и качеством ограждающих конструкций, вентиляционных и отопительных систем. Вместе с тем на температурно-влажностный режим помещений могут оказывать значительное влияние их ориентация по странам света, высота, этажность, благоустройство и озеленение прилегающей территории.
В основу типового проектирования вентиляционных систем школьных зданий положено сочетание широкой аэрации с многоканальной вытяжной вентиляцией на естественном или механическом побуждении. При этом общая площадь сечения фрамуг или форточек во всех учебных помещениях не должна быть меньше 1/50 площади пола, что может обеспечить достаточную эффективность сквозного проветривания во время перемен. В часы же занятий следует усиленно вентилировать коридоры и рекреационные, создавая, таким образом, резерв чистого воздуха.
Обращает на себя внимание потребность в более мощной вытяжке из кабинетов физики и химии, воздух в которых может загрязняться парами ртути и других токсических веществ. В учебных мастерских также положено обеспечивать усиленный воздухообмен, с подачей воздуха в пределах от 20 до 30 м3/ч, в зависимости от размеров помещения. Нормальный температурный режим в детских учреждениях должен поддерживаться в холодный период года с помощью рациональной системы отопления.
Наиболее широким распространением до сих пор пользуется водяное отопление низкого давления, обеспечивающее среднюю температуру нагрева радиаторов не выше 75 °С, что устраняет пригорание и разложение пыли. При этом рекомендуется закрывать их съемными деревянными решетками, предупреждающими возможные травмы при падении детей и облегчающими очистку.
Совершенно неприемлемой является паровая система, при которой температура на поверхности нагревательных приборов может достигать 100 °С, со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Весьма перспективно в гигиеническом отношении лучистое или панельное отопление, обеспечивающее благоприятное соотношение теплопотерь излучением и конвекцией, исключающее возможность радиационного охлаждения и обеспечивающее тепловой комфорт при более низких температурах воздуха. Последнее благоприятно сказывается на мышечном тонусе и работоспособности человека.
«Гигиена», В.А.Покровский
Смотрите также:
- Физическое воспитание
- Медицинское обслуживание учащихся
- Закаливающие мероприятия
- Систематический контроль за режимом труда и отдыха
- Выбор территории и планировка
- Предварительный и текущий санитарный надзор
- Озеленение территории
- Определение профессиональной пригодности подростков
- Изоляция шума
- Элементы школьного здания
- Акселерация
- Планирование физкультурных залов
- Акселерация как социально-биологическая проблема
- Санитарный надзор за проектированием зданий
- Основные гигиенические требования к организации учебно-воспитательной работы
- Система отопления
- Режим дня физически ослабленных детей