Двигательное беспокойство
Если расценивать двигательное беспокойство как первую фазу утомления, то вторая его фаза (так же как и у взрослых) характеризуется проявлениями охранительного торможения, выражающегося в снижении возбудимости корковых клеток, повышении порога чувствительности анализаторов и т. д.
У маленьких же детей это торможение может распространяться на всю кору головного мозга и вызывать сон. В тех случаях, когда предоставляемый отдых постоянно является недостаточным и процесс обучения проходит на фоне пониженной работоспособности, у детей могут развиваться симптомы выраженного переутомления. При этом у растущего организма оно возникает быстрее, чем у взрослого человека.
Необходимо отметить, что в период полового созревания у подростков нередко наблюдается некоторое изменение характера и внешнего поведения, выражающееся в замкнутости, обидчивости и углубление в свои внутренние переживания. Указанные изменения в психической сфере, несомненно, связаны с повышением возбудимости центральной нервной системы и в первую очередь коры больших полушарий.
Это повышение реактивности и эмоциональной неустойчивости организма при воздействии особо неблагоприятных внешних условий может иногда приводить к развитию корковых неврозов и других заболеваний нервной системы (Н. И. Красногорский).
Таким образом, в период полового созревания подростки требуют к себе наиболее чуткого и внимательного отношения со стороны родителей и педагогов, а также особенно строгого соблюдения всех гигиенических правил и нормативов, касающихся режима труда и отдыха. Гигиена нервной системы в детском и юношеском возрасте неразрывно связана с рациональной организацией всей учебно-воспитательной работы и бытовых условий.
Первостепенное значение в этом отношении имеет установление распорядка дня, включающего в себя все основные моменты жизни ребенка, т. е. время сна, пребывания на свежем воздухе, приема пищи, школьных занятий, приготовления домашних заданий и т. д.
Только при условии повседневного выполнения этого режима возможно нормальное и ритмичное протекание всех физиологических функций, выработка определенных рефлекторных реакций и установление наиболее целесообразного для растущего организма динамического стереотипа.
Важнейшим гигиеническим требованием является также правильное построение педагогического процесса, учитывающее возрастные особенности учащихся. Это в одинаковой мере относится к продолжительности учебного дня, длительности и рациональному построению уроков, хорошо продуманному расписанию, учитывающему трудность отдельных предметов, и нормированию домашних заданий. Наибольшего внимания во всех отношениях заслуживают ученики начальных классов, которые в силу функциональной неустойчивости центральной нервной системы особенно быстро утомляются.
«Гигиена», В.А.Покровский
Смотрите также:
- Программа общеобразовательной школы
- Парты
- Наблюдения за динамикой работоспособности
- Осанка
- Трудовая деятельность
- Требования к производственному оборудованию школьных мастерских
- Значение правильно организованного отдыха
- Оценка качества учебных пособий
- Физическое воспитание
- Медицинское обслуживание детей и подростков
- Закаливающие мероприятия
- Медицинское обслуживание учащихся
- Выбор территории и планировка
- Систематический контроль за режимом труда и отдыха
- Озеленение территории
- Предварительный и текущий санитарный надзор
- Изоляция шума