Главная / Гигиена / Гигиена детей и подростков / Двигательное беспокойство

Двигательное беспокойство

18.06.2010г.

Если расценивать двигательное беспокойство как первую фазу утомления, то вторая его фаза (так же как и у взрослых) характеризуется проявлениями охранительного торможения, выражающегося в снижении возбудимости корковых клеток, повышении порога чувствительности анализаторов и т. д.

У маленьких же детей это торможение может распространяться на всю кору головного мозга и вызывать сон. В тех случаях, когда предоставляемый отдых постоянно является недостаточным и процесс обучения проходит на фоне пониженной работоспособности, у детей могут развиваться симптомы выраженного переутомления. При этом у растущего организма оно возникает быстрее, чем у взрослого человека.

Необходимо отметить, что в период полового созревания у подростков нередко наблюдается некоторое изменение характера и внешнего поведения, выражающееся в замкнутости, обидчивости и углубление в свои внутренние переживания. Указанные изменения в психической сфере, несомненно, связаны с повышением возбудимости центральной нервной системы и в первую очередь коры больших полушарий.

Это повышение реактивности и эмоциональной неустойчивости организма при воздействии особо неблагоприятных внешних условий может иногда приводить к развитию корковых неврозов и других заболеваний нервной системы (Н. И. Красногорский).

Таким образом, в период полового созревания подростки требуют к себе наиболее чуткого и внимательного отношения со стороны родителей и педагогов, а также особенно строгого соблюдения всех гигиенических правил и нормативов, касающихся режима труда и отдыха. Гигиена нервной системы в детском и юношеском возрасте неразрывно связана с рациональной организацией всей учебно-воспитательной работы и бытовых условий.

Первостепенное значение в этом отношении имеет установление распорядка дня, включающего в себя все основные моменты жизни ребенка, т. е. время сна, пребывания на свежем воздухе, приема пищи, школьных занятий, приготовления домашних заданий и т. д.

Только при условии повседневного выполнения этого режима возможно нормальное и ритмичное протекание всех физиологических функций, выработка определенных рефлекторных реакций и установление наиболее целесообразного для растущего организма динамического стереотипа.

Важнейшим гигиеническим требованием является также правильное построение педагогического процесса, учитывающее возрастные особенности учащихся. Это в одинаковой мере относится к продолжительности учебного дня, длительности и рациональному построению уроков, хорошо продуманному расписанию, учитывающему трудность отдельных предметов, и нормированию домашних заданий. Наибольшего внимания во всех отношениях заслуживают ученики начальных классов, которые в силу функциональной неустойчивости центральной нервной системы особенно быстро утомляются.

«Гигиена», В.А.Покровский



Смотрите также: