Главная / Гигиена / Гигиена детей и подростков / Особенности развития нервной системы

Особенности развития нервной системы

18.06.2010г.

Обращаясь к особенностям развития нервной системы, необходимо подчеркнуть, что у новорожденных из всех участков головного мозга наименее развитой является кора больших полушарий, вследствие чего все жизненные процессы регулируются у них преимущественно подкорковыми центрами. В то же время для детей раннего возраста характерна очень высокая ее возбудимость, причем любое раздражение вследствие незрелости корковых нейронов и выраженной иррадиации возбуждения может обусловливать его генерализацию.

В дальнейшем роль локальных восприятий усиливается, однако даже в 7 — 8-летнем возрасте имеют место неспецифические ответные реакции коры на первичные раздражения, что, очевидно, связано с преобладающим значением диэнцефальных структур, формирующих электрическую активность мозга. Это подтверждается наличием на электроэнцефалограммах выраженных колебаний бетаритма.

Лишь к 15 — 16 годам происходит увеличение частоты основного ритма в затылочных областях, уменьшаются латентный период и амплитуда неспецифических ответов, свидетельствующие о морфологическом и функциональном созревании коры, оказывающих тормозящее влияние на подкорковые структуры.

Одновременно в возрасте 8 — 12 лет увеличивается подвижность нервных процессов и совершенствуется замыкательная деятельность коры головного мозга (Е. И. Кореневская). На протяжении 2-го и 3-го года жизни при условии правильного воспитания происходит быстрое развитие второй сигнальной системы и к концу данного периода словарный запас ребенка достигает уже 1000 слов, а в 5 — 7 лет он обычно свободно говорит на родном языке.

В младшем школьном возрасте и в период полового созревания отмечается дальнейшее функциональное развитие всей нервной системы. При этом заметно возрастает контроль высших ее отделов над инстинктивными и низшими эмоциональными реакциями, в связи, с чем приобретает особое значение планомерное и систематическое воспитание. В юношеские же годы в основном происходит структурное совершенствование коры, т. е. заканчивается формирование нервных клеток и извилин, развиваются новые ассоциативные связи и т. д.

Все это создает основу для усложнения логического и обобщающего мышления — наиболее тонких видов аналитико-синтетической деятельности высших отделов центральной нервной системы.

«Гигиена», В.А.Покровский



Смотрите также: