Сердечнососудистая система
Сердечнососудистая система, подобно другим органам, претерпевает довольно существенные изменения в процессе своего развития. Масса детского сердца первоначально относительно больше, чем у взрослого, но сила сокращения мышцы сравнительно невелика.
Недостаточное совершенство нервного аппарата обусловливает возможность нарушения ритма и частоты пульса под влиянием самых различных причин. Только в 7-8-летнем возрасте пульс у детей становится более устойчивым и ритмичным, число же сердечных сокращений у школьников младших классов все еще остается несколько большим, чем у взрослых (80 — 90 в минуту).
Обращает на себя внимание значительная приспособляемость и выносливость детского сердца, что особенно проявляется в такие критические периоды жизни, как период инфекционных заболеваний. Одной из важных причин особенностей развития сердечнососудистой системы является отставание в дошкольном возрасте роста сердца от роста кровеносных сосудов, объясняющее сравнительно низкий уровень максимального артериального давления (80 — 90 мм рт. ст.).
В последующие годы, особенно в период полового созревания, наблюдается обратное явление, что вызывает повышение уровня артериального давления. Это обстоятельство может служить также причиной нередко наблюдающихся у подростков нарушений сердечной деятельности в виде аритмии и тахикардии.
С гигиенической точки зрения весьма важно устранить все те моменты, которые вызывают возбуждение или угнетение сердечнососудистой системы, что в одинаковой мере распространяется на воздействия как физического, так и эмоционального порядка.
Гигиена органов кровообращения предъявляет также определенные требования к посадке детей во время школьных и внешкольных занятий и их одежде. Неудобная мебель, тесная одежда, обувь, узкие воротнички и тугие пояса сдавливают крупные кровеносные сосуды и способствуют нарушению питания тканей.
«Гигиена», В.А.Покровский
Смотрите также:
- Наблюдения за динамикой работоспособности
- Осанка
- Трудовая деятельность
- Требования к производственному оборудованию школьных мастерских
- Значение правильно организованного отдыха
- Оценка качества учебных пособий
- Физическое воспитание
- Медицинское обслуживание детей и подростков
- Закаливающие мероприятия
- Медицинское обслуживание учащихся
- Выбор территории и планировка
- Систематический контроль за режимом труда и отдыха
- Озеленение территории
- Предварительный и текущий санитарный надзор
- Изоляция шума
- Определение профессиональной пригодности подростков
- Элементы школьного здания