Главная / Молекулярная онкология / Клеточные онкогены / Свидетельства клеточного происхождения ретровирусных онкогенов

Свидетельства клеточного происхождения ретровирусных онкогенов

26.01.2011г.

Трансдуцированный в вирус путем его рекомбинации с вирусным геномом клеточный онкоген после этого генетического акта более не подконтролен регуляторным механизмам. Он теряет интроны, отделяется от своих собственных сигналов к инициации и терминации и включается в геном реплицирующегося ретро-вируса.

Роль клеточных онкогенов в нормальных клетках

Сам факт сохранения клеточных онкогенов в практически неизмененном состоянии на протяжении значительного периода эволюционного развития говорит в пользу какой-то их важной биологической функции в клетках существ самого различного уровня сложности. Высказывались предположения об их роли в дифференциации. По мнению J. Bishop (1983), в пользу этой идеи говорит следующее.

  1. Наследственное предрасположение к раку у людей ткане-специфично; если существуют «раковые гены», ответственные за это предрасположение, то они действуют в совершенно точных эмбриологических родословных [Knudson A., 1981].
  2. Онкогены ретровирусов проявляют тканевую специфичность. Каждый онкоген индуцирует опухоли только в определенных органах и трансформирует только определенные клетки в культуре. Специфичность онкогенов не является просто следствием видовых границ хозяев. Дифференцированные клетки могут содержать и экспрессировать онкоген, но противостоять его трансформирующей силе. По-видимому, уязвимые клетки содержат субстраты для активности онкогена, резистентные клетки — не содержат.
  3. Ретровирусные гены вмешиваются в дифференциацию; v-src индуцирует неадекватную экспрессию одного эмбрионального гена и подавляет экспрессию дифференцированных свойств; v-erb и v-abl блокируют развитие гемопоэтических клеток в их нормальных путях (эритроидном и лимфоидном), и, в некоторой степени, v-myb и v-myc могут обратить дифференциацию моноцитных гемопоэтических клеток.
  4. Клеточные гены, идентифицированные трансфекцией, проявляют определенную тканевую специфичность: например, c-ras Харвея — в карциноме мочевого пузыря; c-ras Кирстена — в карциноме легкого и толстой кишки; малоохарактеризованный c-ras — в нейробластоме; c-ras вариант Кирстена — в фибро-бластах грызунов, трансформированных метилхолантреном. В других случаях специфичность была оценена путем определения чувствительности и инактивации онкогенов в различных опухолях различными рестрикционными эндонуклеазами. Этим путем было установлено участие отличающихся друг от друга онкогенов в пяти различных формах человеческих лейкозов [Lane M. et al., 1982]. Указанные находки, в свою очередь, подкрепляли предположение, что клеточные онкогены, обнаруженные при лейкозах, являются нормальными стадиеспецифическими детерминантами гемопоэза.

«Молекулярная онкология»,
И.Ф. Сейц, П.Г. Князев



Смотрите также: