Главная / Новости / Обнаружена «Ахиллесова пята» раковых клеток

Обнаружена «Ахиллесова пята» раковых клеток

02.05.2013г.

Обнаружена «Ахиллесова пята» раковых клеток

Ученые из Манчестерского совместного центра по исследованию воспалений (MCCIR) обнаружили, почему определенный препарат от рака так эффективен в уничтожении его клеток. Полученные ими данные могут быть использованы при разработке будущих методов лечения рака. Профессор Даниель Дэвис и его исследовательская группа выяснили при помощи технологии получения высококачественного изображения, почему препарат ритуксимаб так эффективен в уничтожении раковых B-клеток. Он широко используется для лечения злокачественных разрастаний B-клеток, таких как лимфома или лейкемия, а так же для лечения аутоиммунных заболеваний, в частности ревматоидного артрита.

Используя мощные лазерные микроскопы, исследователи получили видеоизображение процесса, в ходе которого ритуксимаб связывается с пораженными клетками, а затем привлекает к ним белые кровяные клетки, известные как NK-клетки (естественные киллеры). Они обнаружили, что ритуксимаб прилипает к одной из сторон раковой клетки, образуя колпачок и перетягивая определенное количество белков на эту сторону. Он эффективно создает фронтальную и тыльную стороны у клетки с кластером протеиновых молекул, сосредоточенных на одной стороне.

Но больше всего ученых удивило то, как это повлияло на эффективность естественных киллеров в разрушении пораженных клеток. Когда NK-клетки захватывали колпачок, образуемый ритуксимабом на B-клетке, вероятность успешного уничтожения клетки составляла 80%. В противоположность этому, если на одной из сторон B-клетки отсутствовал кластер протеинов, то вероятность ее уничтожения равняется 40%.

Профессор Дэвис говорит: «Эти результаты были действительно неожиданными. Нам удалось открыть тайну эффективности этого препарата только при помощи видео-микроскопа. Наблюдая за тем, что происходит внутри клеток, мы смогли отчетливо установить, почему ритуксимаб является таким эффективным препаратом: причина заключается в том, что он служит реорганизации раковых клеток, и они легче поддаются уничтожению».

«Полученные нами данные показывают, что способность поляризировать клетку, перемещая протеины внутри нее, следует учитывать при тестировании новых антител в качестве потенциальных методов лечения для рака. По всей видимости, они могут быть в два раза эффективнее, если будут связываться с клеткой и реорганизовывать ее». Результаты данного исследования были опубликованы онлайн на сайте журнала Blood. Исследование было проведено в сотрудничестве с MedImmune – международным подразделением по исследованиям и разработке высокомолекулярных препаратов компании AstraZeneca.

Комментируя исследование, доктор Мэтт Слимэн, старший директор по вопросам биологии в MedImmune, говорит: «Это не только очень важное наблюдение, которое может повлиять на то, как мы – компания занимающаяся биотехнологиями – идентифицируем и разрабатываем будущие методы терапии. Это исследование также показывает, как добиться новаторского и нестандартного мышления при помощи тесного сотрудничества с учеными, являющимися специалистами в своей области. Это уникальное сотрудничество, объединяющее производство и научное сообщество, обнаруживает настоящий катализатор изменений в области науки в Великобритании, и я очень воодушевлен потенциалом MCCIR в отношении привнесения дальнейших инноваций, которые, в конечном счете, принесут пользу пациентам».

Большая часть испытания в рамках этого исследования была проведена в то время, когда профессор Дэвис являлся сотрудником Имперского колледжа Лондона. Он будет продолжать использовать технологию получения высококачественного изображения на микроскопическом уровне, занимаясь исследованиями в области иммунологии в MCCIR. Профессор Дэвис выражает признательность Медицинскому исследовательскому совету за финансовую помощь, которая помогла сделать возможным проведение данного исследования.