Главная / Новости / Борьба с заболеваниями, переносимыми комарами: новые технологии помогают остановить распространение болезней

23.04.2013г.

Ученые открыли многообещающую новую технологию для внедрения блокирующей заболевание бактерии в организм комаров, которая может способствовать прекращению распространения таких заболеваний как лихорадка денге, желая лихорадка и, возможно, малярия. После инфицирования бактерией вольбахия, комары теряют способность распространять вирусы, например вирус, вызывающий лихорадку денге – заболевание, которое убивает около 40 000 человек каждый год, так как ни вакцин, ни специфических методов лечения для этого заболевания в настоящее время нет. В Северной Австралии за последние несколько лет было зафиксировано около 2400 случаев лихорадки денге. Однако бактерию было сложно распространять среди комаров, так как она ослабляет способность комаров откладывать жизнеспособные яйца.

Теперь профессор Хоффман из Университета Мельбурна и профессор Михале Турелли из Калифорнийского университета показали, что при введении гена устойчивости к инсектицидам вместе с бактерией вольбахия, насекомые передают другим комарам блокирующие заболевания бактерии быстрее. Эти данные были опубликованы в журнале Proceedings of the Royal Society B. Это может означать, что распространение заболевания может быть остановлено быстрее, и в ходе программы по контролю заболевания будет необходимо выпускать меньше зараженных москитов, как говорит доктор Эри Хоффман, сотрудник Института Bio21 при Университете Мельбурна и кафедры Генетики этого университета.

«Полученные нами результаты показывают, что стратегии, основанные на применении бактерии вольбахия, могут стать ключом к дешевому и устойчивому подходу к контролю заболеваний», — говорит профессор Хоффман. Штаммы бактерии вольбахия естественным образом живут внутри примерно 70% всех насекомых и известно, что они защищают их от вирусных инфекций. Блокирующий заболевания штамм вольбахия был впервые обнаружен профессором Хоффманом у австралийских плодовых мушек в 1988 году, и испытания, проведенные в сотрудничестве с учеными из Университета Монаша и Университета Джеймса Кука в 2011 году, показали, что комары, инфицированные вольбахия, теряют способность к распространению вируса денге.

Подход, используемый в новой работе, подразумевает внедрение гена резистентности к пестицидам в новый штамм вольбахия названный wMelPop, который является мощным блокатором вируса лихорадки денге, а также других вирусов. Применение инсектицидов очень распространено в регионах, подверженных денге и малярии, и поэтому этот метод должен улучшать выживание только комаров инфицированных вольбахия, который будут неспособны передавать вирус человеку.

Профессор Хоффман добавляет, что гены резистентности к инсектицидам не будут распространяться среди неинфицированных комаров, так как самки, зараженные вольбахия с геном резистентности, всегда будут передавать своим отпрыскам и ген, и бактерию. Затем, при спаривании неинфицированной самки с инфицированным самцом, бактерия будет вызывать цитоплазматическую несовместимость, что приведет к смерти эмбриона. «Таким образом, ассоциация между резистентностью и инфекцией сохраняется, резистентность не переходит в оставшуюся часть популяции, а стратегия позволяет применять инсектициды, которые больше не являются частью программ по борьбе с комарами».