Главная / Гигиена / Гигиена детей и подростков / Гигиена высшей нервной деятельности

Гигиена высшей нервной деятельности

18.06.2010г.

Гигиена высшей нервной деятельности предъявляет определенные требования и к окружающим внешним условиям в смысле чистоты, температуры и влажности воздуха, освещенности помещений и т. д. Доказано, что работоспособность и успеваемость учащихся значительно падают, если занятия проводятся в неудовлетворительной обстановке.

Наконец, для нормального функционального состояния центральной нервной системы трудно переоценивать значение ласкового, ровного отношения к ребенку со стороны родителей и педагогов, что отнюдь не исключает должной требовательности к его поведению и успеваемости.

В заключение необходимо остановиться и на некоторых особенностях развития у детей органов зрения. К числу таких особенностей следует, прежде всего, отнести менее выпуклую, чем у взрослых, форму хрусталика. Последнее объясняет более частую дальнозоркость, наблюдающуюся в возрасте 8 — 10 лет. Однако эта детская дальнозоркость может довольно легко перейти в близорукость, так как стенки глазных яблок у ребенка сравнительно более податливы к внутриглазному давлению и способны удлинять свою ось в переднезаднем направлении.

Развитию миопии, несомненно, может способствовать продолжительная аккомодация глаз и систематическое их кровенаполнение при значительном наклоне головы. По данным Ф. Ф. Эрисмана, подобное ухудшение зрения у детей закономерно увеличивается по мере перехода от младших классов к старшим (от 13,6% в подготовительном классе до 42,8% в 7-м).

К главнейшим профилактическим мероприятиям, обеспечивающим нормальное состояние органов зрения, необходимо отнести правильно устроенную систему освещения, рациональную школьную мебель (с обязательным наклоном крышки парты), соответствующее оформление учебников и детских книг, а также ограничение времени работы, требующей длительного зрительного напряжения.

Эти мероприятия должны проводиться не только в школе, но и в домашних условиях во время приготовления уроков, когда детям должно быть предоставлено удобное рабочее место с достаточно освещенной поверхностью стола. При пониженной остроте зрения учащиеся должны своевременно начинать пользоваться очками, что не только предупреждает дальнейшее его ухудшение, но и способствует уменьшению общего утомления.

«Гигиена», В.А.Покровский



Смотрите также: