Главная / Клиническая оперативная челюстно-лицевая хирургия / Принципы хирургической обработки ран челюстно-лицевой области / Анатомические, функциональные и косметические особенности челюстно-лицевой области

Анатомические, функциональные и косметические особенности челюстно-лицевой области

02.06.2010г.

Анатомические, функциональные и косметические особенности челюстно-лицевой области и связанные с этим особенности течения раневого процесса, требующие специального подхода к выбору методов лечения, к организации питания и ухода, обязывают настоятельно требовать, чтобы лечение огнестрельных и неогнестрельных ранений всегда проводилось в специализированном лечебном учреждении, руками специалиста, челюстно-лицевого хирурга, с участием среднего и младшего медицинского персонала, подготовленного к уходу за этой категорией раненых.

Недооценка этого положения чревата тяжелыми непоправимыми последствиями, о чем свидетельствуют, в частности, данные В. А. Оппеля, согласно которым во время первой мировой войны количество возвращенных в строй челюстно-лицевых раненых составляло 21,7 %. В то время уже начали организовываться небольшие специализированные отделения (конечно, не удовлетворявшие всех потребностей царской армии) в Петербурге, Москве, Киеве и других городах, но раненые в лицо и челюсти поступали в них через 1 – 6 мес после ранения.

Конечно, эффективность узкой специализации при лечении этой категории раненых в такие поздние сроки еще не могла проявиться в должной мере. В то же время в результате строгой организации этапного и специализированного лечения раненых во время Великой Отечественной войны удалось возвратить в строй 85,1 % военнослужащих из этой группы раненых с повреждениями лица и челюстей, а в группе раненых с изолированными повреждениями мягких тканей лица – 95,5 %.

И в этом заслуга не только челюстно-лицевых хирургов, но и организаторов медицинской помощи раненым, среднего и младшего медицинского персонала специализированных отделений, поскольку в лечении челюстно-лицевых раненых организация ухода и питания имеет чрезвычайно большое значение.

Здесь будет уместно привести слова Е. И. Смирнова, вынесшего на своих плечах всю тяжесть организации лечения раненых воинов Советской Армии во время войны: «Проблема организации этапного лечения с эвакуацией по назначению раненых с повреждением лица, в том числе и челюстей, сложнее, чем многие себе ее представляют. Нет смысла распространяться о значении полости рта, в особенности для поддержания нормальной жизнедеятельности человеческого организма.

Повреждения лица ведут к уродству, особенно в случаях несвоевременной или неквалифицированной медицинской помощи. Уродство лица сопряжено с душевными переживаниями, личными и семейными страданиями…

Дурные лица у раненных в лицо чаще имеют место там, где военная медицина не пользуется организационными достижениями полевой медицинской службы и современной челюстно-лицевой хирургии ввиду количественного подхода руководителей к организации лечения боевых повреждений» [Смирнов Е. И., 1979].

Поскольку эти строки были написаны в декабре 1944 г., то можно без преувеличения сказать, что такое высказывание подсказано огромным опытом, накопленным советской медициной в самой тяжелой и кровопролитной войне, которая когда-либо была в истории человечества. И об этом не в праве забывать ни челюстно-лицевые хирурги, ни организаторы здравоохранения, от которых в конечном счете и зависит судьба раненого человека.

«Клиническая оперативная
челюстно-лицевая хирургия», Н.М. Александров



Смотрите также: