После выписки

04.11.2010г.

В течение последующего года больная чувствовала себя здоровой. Но вот однажды, по совету знакомых, она обратилась за помощью к знахарю (хотя и чувствовала себя хорошо) и стала принимать какую-то жидкость. По-видимому, она состояла из больших доз сулемы, так как вскоре у больной разразилась клиника настоящего сулемового отравления, с явлениями некротического нефроза и острой уремией. Больная вышла из этого острого состояния благополучно.

Но через несколько месяце стала скопляться жидкость в полости живота. С этого времени жидкость скоплялась всякий раз чрезвычайно быстро после очередной эвакуации ее пункцией живота. В конце развились все явления тяжелого затруднения кровообращения в системе воротной вены, и больная 24.1 умерла. Клиницист сформулировал диагноз: висцеральный сифилис, сифилитический спленит, атрофический цирроз печени.

Диагностика полностью подтвердилась на секции.

Основной диагноз после секции: «Сифилитический аортит, сифилитическая спленомегалия, дольчатая сифилитическая печень, перитонит».  

В печени было обнаружено огромное разрастание тяжей соединительной ткани, обусловивших сдавление в системе воротной вены. Перитонит был в результате последней пункции (всего сделано их очень много).

Большой интерес данного случая заключается не только в редкой форме поражения сифилисом селезенки, не только в правильности и последовательности клинического мышления, основанного на правильной оценке течения заболевания, но и в том, что больная, возможно, погибла из-за правильно примененной специфической терапии (правильной вообще, но чрезмерной, так как сулему она пила в очень большом количестве). Указанная терапия привела к рубцеванию гуммозного процесса в печени, и это же рубцевание, вероятно, фактически явилось причиной смерти больной.

Такие случаи, когда энергичная противосифилитическая терапия вызывает в печени огромное рубцевание, чрезвычайно редки и трагичны по исходу, но о них можно встретить упоминания у авторов, много работавших по висцеральному сифилису.

Отсюда ни в коем случае нельзя пытаться делать вывод о нецелесообразности специфической терапии. При таком заболевании, как сифилис, врач обязан быть активным у постели больного. Мы обязаны применять и проводить специфическую терапию со всей полнотой. Благодаря ей не одна тысяча жизней спасена, и громадному количеству больных возвращена трудоспособность. В последние годы в качестве противосифилитической терапии применяют инъекции пенициллина. Действие его надо считать менее резким в сравнении с ртутью и биохинолем.

«Госпитальная терапия», А.С.Воронов



Смотрите также: