Эпидемиология
Карликовый цепень паразитирует не только у человека, но и у многих грызунов (крыс, мышей, хомяков и др.). До настоящего времени не решен вопрос об идентичности карликового цепня человека (Н. nana) и грызунов (Н. fraterna).
А. А. Спасский (1954, 1963) полагает, что по современным данным Н. папа представляет собой форму существования мышиного цепня.
Хотя отдельные исследователи и придают грызунам определенное значение как источникам инвазии при гименолепидозе человека, большинство специалистов или вообще не признают за грызунами эпидемиологической роли при гименолепидозе, или же считают ее незначительной.
А. М. Зюков (1952) полагает, что из-за недолговечности яиц карликового цепня во внешней среде, даже в несомненных случаях загрязнения пищевых продуктов пометом грызунов, заражение человека произойти не может. По данным Н. П. Кеворкова (1943) и В. И. Кеворковой (1946), яйца карликового цепня очень быстро погибают при высыхании мышиных катышков в летнее время (через 2 — 15 мин).
П. М. Лернер и соавт. (1968) полагают, что передача гименолепидоза от грызунов людям, за исключением случайного заражения, невозможна. По их данным, в Самарканде отсутствовала корреляция между наличием грызунов в домовладениях, детских учреждениях и пораженностью гименолепидозом состоящих в них детей. Даже в детских учреждениях с пораженностью детей гименолепидозом, равной 40 — 80 %, выловленные мыши были свободны от карликового цепня. Примерно такие же данные были получены Л. И. Городиловой (1944, 1958).
Таким образом, практически единственным источником гименолепидоза среди людей является инвазированный цепнем человек.
Эпидемиологический анализ распространения гименолепидоза в различных экономико-географических районах Узбекской ССР показал, что отсутствует зависимость между распространением гименолепидоза и такими климатогеографическими условиями, как высота местности над уровнем моря, средняя годовая и максимальная температура воздуха, продолжительность безморозного периода, количество осадков (Лернер П. М., 1970).
Наиболее поражены гименолепидозом дети дошкольного и младшего школьного возраста (4 — 10 лет). Снижение пораженности гименолепидозом в других возрастных группах обусловлено уменьшением риска заражения и постепенным освобождением их от инвазии.
При изучении эпидемического процесса в семейных очагах гименолепидоза было отмечено, что с увеличением числа инвазированных детей неуклонно возрастает пораженность им и остальных членов семьи, а интенсивность эпидемического процесса более выражена в семьях, где источником инвазии являются дети дошкольного возраста.
В условиях естественного течения эпидемического процесса, пораженность гименолепидозом организованных детей, как правило, выше пораженности неорганизованных детей того же возраста, однако под влиянием проводимых санитарно-гигиенических и лечебных мероприятий могут наблюдаться обратное соотношение и значительные изменения в возрастной структуре пораженности различных контингентов.
Существенных различий в пораженности гименолепидозом мужского и женского населения не отмечается. Однако в семейных очагах гименолепидоза начинает преобладать инвазированность карликовым цепнем лиц женского пола в возрасте 15 лет и старше, причем с увеличением численности семьи эта тенденция проявляется более отчетливо.
Л. В. Громашевский (1965) по механизму передачи относит гименолепидоз к типичным кишечным инфекциям. Е. С. Лейкина (1967, 1970) в предложенной ею эпидемиологической классификации гельминтозов выделяет гименолепидоз и энтеробиоз в самостоятельную труппу — контактные гельминтозы с кишечно-оральным механизмом передачи.
При рассмотрении вопроса о факторах передачи карликового цепня необходимо учесть данные об устойчивости яиц И. папа во внешней среде.
По данным О. Я. Мирецкого (1954), из яиц всех гельминтов человека яйца карликового цепня самые нестойкие во внешней среде. На поверхности почвы, даже в тени, они, как правило, выживают, от нескольких часов до нескольких дней (Тимофеева Е. Е., 1965; Маркарьянц Л. А., 1968, и др.).
Л. И. Городилова (1944, 1954) указывала, что яйца карликового цепня можно обнаружить лишь в местах, загрязненных свежевыделенными фекалиями. Наиболее интенсивно (в 61,2 — 72,2 % всех случаев) были загрязнены яйцами карликового цепня горшки, стульчаки и перегородки в уборных. В смывах с рук их можно было обнаружить только в первые минуты после пользования горшком или уборной.
По данным В. Р. Лемелева (1970), проводившего исследования в сельской местности Узбекистана, яйца карликового цепня в смывах с рук были найдены не позже чем через 10 мин после дефекации ребенка.
Большинство исследователей считают, что наибольшую роль в передаче карликового цепня играют такие факторы, как детские горшки, стульчаки, перегородки в уборной, а также руки после соприкосновения с предметами, загрязненными яйцами паразита. В сельской местности Узбекистана наибольшую роль как фактора передачи гименолепидоза играют и некоторые пищевые продукты (конфеты, халва и др.).
Определенное значение в передаче возбудителя гименолепидоза имеют мухи. В литературе дискутируется вопрос о роли промежуточных хозяев в передаче карликового цепня.
Экспериментально доказана возможность заражения грызунов при поедании имаго и личинок некоторых видов жуков — амбарных вредителей (Т. molitor, Т. obscurus и др ), а также блох (Xenopsylla cheopis, Pnlex, irritans и др.). Кроме того, установлены факты естественного заражения цистицеркоидами карликового цепня промежуточных хозяев (Bacigalupo, 1931; Bruppt, 1933; 1936; Schiller, 1959, и др.). В 1963 г. Н. Н. Ланг и В. Г. Бережная сообщили о выявленной ими в Ростовской области спонтанной инвазии имаго малого мучного хрущака цистицеркоидами карликового цепня.
Не отрицая возможности случайного заражения таким путем человека, следует признать его эпидемиологическое значение ничтожным. Передача карликового цепня через промежуточного хозяина имеет, очевидно, лишь эпизоотическое значение (Смирнов Г. Г., 1959).
В результате изучения роли различных объектов внешней среды, участвующих в одномоментной или последовательной передаче возбудителя гименолепидоза. П. М. Лернером и В. Р. Лемелевым (1970) разработана схема путей передачи карликового цепня.
Естественно, в ней представлены далеко не все возможные факторы передачи, так как эпидемиологическая роль многих факторов непрерывно меняется с изменением бытового уклада, уровня культуры населения, его привычек, традиций и от многих других причин.
Схема подчеркивает ведущую роль рук как важнейшего промежуточного и важнейшего конечного фактора передачи яиц карликового цепня, а также как основного фактора, обеспечивающего с большим постоянством многократные внекишечные самозаражения больных гименолепидозом.
Прямой занос яиц карликового цепня загрязненными руками в рот происходит в результате широко распространенной среди детей привычки грызть ногти, сосать пальцы, брать пальцы в рот, слюнить их при перелистывании книги и т. д. Так, 98 из 106 детей дошкольного возраста, за которыми велось наблюдение на протяжении 1 ч, брали пальцы в рот. В течение одного урока эта привычка была зарегистрирована у 91 % учеников первых четырех классов и у 43 % — 5 — 9-х классов (Лернер П. М, Лемелев В. Р., 1970).
Описанные наблюдения позволяют признать, что многократное внекишечное самозаражение больных гименолепидозом вполне обеспечивает длительное пребывание карликового цепня в организме человека, так как при этом компенсаторном механизме передачи в течение короткого срока паразиты накапливаются в одном биологическом хозяине.
«Важнейшие гельминтозы человека в Узбекистане»,
П.М.Лернер В.Р.Лемелев
Смотрите также: