Анамнез
Мальчик 12 лет уже около двух лет беспрестанно болеет. Его жалобы сводятся к тому, что очень часто у него появляются жестокие боли в области сердца — вернее, за грудиной, с иррадиацией в левую руку, шею и плечо. Обращает внимание то, что во время приступа больной старается не только принять неподвижную позу, но и давит грудью о столик или кровать; это как будто успокаивает боли.
Очень характерно, что иногда у него появляется пот на левой половине шеи и лица. За последние четыре месяца трижды поступал в клинику; приступы болей не только участились, но и усилились; все время неуклонно увеличиваются отеки ног, живота, усиливается одышка, так что мальчик уже не в состоянии лежать.
За последние дни приступы настолько обострились и участились, что ему уже вынуждены вводить под кожу морфий. Отек мошонки болезненный и не дает спокойно сидеть. Страдания больного чрезвычайно велики
Что же это за приступы с таким постоянно очерченным симптомо-комплекссм: внезапная острая загрудинная боль с отдачей в левую руку, левое плечо? Длится приступ несколько минут и внезапно обрывается. Как это ни покажется парадоксальным по отношению к мальчику 12 лет, но приступы надо признать типичными для грудной жабы, так как другого такого характерного загрудинного симптомо-комплекса мы не знаем.
Правда, можно представить себе форму нервную и органическую, но уже одно то, что ребенок во время приступа впадает в состояние окаменения, что он старается сильно надавливать на сердце, что приступ не заканчивается реакцией плача, что боли повторяются с такой неуклонной последовательностью, говорит, конечно, в пользу предположения об органической их основе.
Наконец, все данные за то, чтобы предполагать наличие высокой степени декомпенсации (одышка, отеки). Раз начавшись, заболевание не имеет наколонности к улучшению, а, наоборот, все время прогрессивно ухудшается. О чем это может говорить? Конечно, об органическом страдании мышцы сердца и, вероятнее всего, о старом клапанном пороке.
У больного мальчика могло быть и первичное поражение мышцы сердца диатерийной этиологии, но никакой инфекции в анамнезе нет, а дифтерия незаметно пройти не могла бы. Следовательно, вероятнее всего предположить наличие старого порока.
Какой же это порок? Такое прогрессирующее ухудшение без каких либо признаков улучшения характерно для пороков, при которых увеличивается нагрузка на левый желудочек, т. е. для аортальных пороков. С другой стороны, именно аортальный порок сочетается с ангинозными приступами, тогда как для митрального это сочетание мало или совсем не характерно. Окончательное заключение зависит от объективных данных.
«Госпитальная терапия», А.С.Воронов
Смотрите также: