Диагностика, лечение и профилактика
Диагностика. Заподозрить стронгилоидоз можно на основании эпидемических данных и некоторых клинических признаков. Для него особенно характерны эозинофилия и зудящие дерматиты по типу крапивницы. Во многих случаях они сочетаются с диареей.
По мнению Н. Н. Плотникова (1963), у всех больных с высокой эозинофилией следует проводить специальные обследования на наличие кишечной устрицы в дуоденальном содержимом, кале и мокроте.
Для обнаружения личинок в кале применяют метод закручивания по Шульману и способ Бермана. Нативный мазок недостаточно эффективен. В связи с тем, что личинки в солевых растворах обездвиживаются и разрушаются (подвижность личинок — важный диагностический признак) не следует использовать методы флотации (Флюллеборна, Калантарян и др.).
Наиболее эффективен метод Бермана, с помощью которого можно исследовать мокроту, дуоденальный сок, кал. При однократном исследовании кала этим методом удается выявить 96 % больных, по способу Шульмана — 36 % (Гефтер В. А., 1942).
Методом Бермана должны овладеть все клинические лаборатории, так как многие больные стронгилоидозом поступают в клинику с самыми различными диагнозами: язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, холецистит, энтероколит, неспецифический язвенный колит и даже рак кишечника. Периодически должны обследоваться больные психиатрических больниц.
Сущность метода Бермана в модификации И. К. Москаленко состоит в следующем: в стеклянную воронку наливают теплую воду (38 °С), осторожно опускают в нее примерно на 1/3 металлическую сетку с фекалиями (20 г). Из-за положительного термотаксиса личинки выходят в воду и постепенно опускаются вниз, где задерживаются зажимом, надетым на резиновую трубку, прикрепленную к узкой части воронки. Через 2 — 4 ч зажим открывают, собранную жидкость из воронки, центрифугируют, и осадок исследуют под микроскопом. Рекомендуется повторное исследование.
Применяется также выращивание личинок по методу Харады — Мори (1951).
Лечение стронгилоидоза представляло трудную задачу в связи с тем, что использовавшиеся препараты были либо недостаточно эффективны (генцианвиолет), либо весьма токсичны (дитиазанин). В миграционной фазе назначается патогенетическая терапия.
В хронической фазе благодаря появлению тиабендазола эффективность терапии возросла. Методика назначения его и возможные побочные явления описаны в разделе «Трихоцефалез». Полное излечение при стронгилоидозе достигается в 70 — 90 % случаев. С хорошим эффектом применен медамин в суточной дозе 10 мг на 1 кг массы тела в течение 3 дней (Тихомирова Э. П., 1988).
Диспансерное наблюдение — 6 мес (Шульман Е. С., 1985).
Помимо этиотропного лечения, должна применяться патогенетическая симптоматическая терапия (витамины, десенсибилизирующие средства и др.). Стероидные гормоны противопоказаны. При язвенном гастродуодените начинают с патогенетической терапии.
Профилактика стронгилоидоза и меры борьбы с ним во многом аналогичны проводимым при анкилостомидозах. Меры по обезвреживанию источников инвазии заключаются в своевременном выявлении больных и их дегельминтизации. По мнению Л. И. Прокопенко (1973), первоочередной задачей является выяснение ареала распространения стронгилоидоза путем обследования населения специальными методами. В Узбекистане это особенно важно.
Меры по разрыву механизма передачи схематически сводятся к защите почвы и воды от фекального загрязнения, предупредительным мерам при контакте с землей, тщательному мытью овощей, зелени и фруктов, повышению санитарной грамотности населения. Для обезвреживания внешней среды предложены карбатион, хлорид натрия и др.
«Важнейшие гельминтозы человека в Узбекистане»,
П.М.Лернер В.Р.Лемелев
Смотрите также: