Эпидемиология

21.06.2011г.

Ришту можно отнести к природно-очаговым заболеваниям.

Л. М. Исаев (1934) находил D. medinensis у собак. Паразиты ришты у бродячих собак обнаружили Ф. Чунсюн (1958) в Казахстане, А. Муртазаев (1964) в Каракалпакской АССР и др. Опубликованы данные о нахождении ришты у кошек, барсуков, шакалов, лисиц и других диких млекопитающих. Все это дало основание С. Н. Боеву (1964) предполагать отсутствие тотальной девастации дракункулеза в СССР. Однако в большинстве случаев у животных обнаруживались другие виды ришты.

Анализ имеющегося положительного опыта ликвидации интенсивных очагов этой инвазии (в том числе и самопроизвольно прекративших свое существование), отсутствие новых заражений людей в бывших очагах свидетельствуют о том, что роль животных в эпидемиологии дракункулеза незначительна.

Человек, зараженный риштой — практически единственный источник инвазии в синантропном очаге.

В Бухаре риштой были заражены почти все машкобы (водоносы), игравшие основную роль в распространении дракункулеза.

Механизм и факторы передачи ришты были детально изучены Л. М. Исаевым. В частности, им было показано, что для развития личинки в промежуточном хозяине (циклопе) требуется определенная температура. Так, при оптимальной температуре воды (около 30 °С) вторая линька личинки (после чего она становится инвазионной) завершается за 4 — 5 дней, при температуре 23 — 25 °С срок развития личинки удлиняется до 10 — 14 дней.

Идеальные условия для развития личинок ришты создавались в хаузах, особенно в которых редко менялась вода, имелось большое количество щелей, где могли находиться циклопы. Машкобы спускались в хауз по ступенькам, становясь для удобства одной или двумя ногами в воду.

Все это способствовало интенсивному загрязнению воды личинками ришты, которую те же машкобы разносили по домам. Особенно интенсивно были заражены личинками хаузы вблизи медресе (религиозные школы), где собиралось огромное число верующих, а в хаузах совершались ритуальные омовения.

В настоящее время очаги дракункулеза в основном существуют в колониальных и развивающихся странах, где тяжелое экономическое положение населения сочетается с антисанитарными условиями жизни, отсутствием водопровода, систематическим загрязнением открытых водоемов.

Патогенез и патологоанатомические изменения

Начальные фазы паразитирования ришты сопровождаются токсико-аллергическими явлениями. В дальнейшем, очевидно, начинает преобладать механическое воздействие паразита на окружающие его ткани. При вскрытии первичного пузыря в раневое отверстие может легко проникнуть инфекция, вследствие чего развивается гнойное воспаление. В некоторых случаях в процесс вовлекаются глубоколежащие ткани, суставные поверхности. Болезнь может осложниться и общим сепсисом.

«Важнейшие гельминтозы человека в Узбекистане»,
П.М.Лернер В.Р.Лемелев



Смотрите также: