Клиника
Клиническое течение разнообразно — от бессимптомных форм до тяжелейших, смертельных случаев.
В первой (миграционной) фазе наблюдается симптомокомплекс, описанный в 1932 г. Loeffler. Он выражается в быстро проходящих, как бы мигрирующих легочных инфильтратах и высокой эозинофилии крови. В 1936 г. этим же автором описан эозинофильный инфильтрат сердца, а позже другими исследователями — эозинофильные инфильтраты печени, поджелудочной железы и других органов.
В. П. Подъяпольская (1968) различает три клинические формы миграционного аскаридоза: очаговую инфильтрацию легких, сопровождающуюся эозинофилией крови; острые пневмонии и бронхиты и кожные проявления миграции личинок.
Легочные инфильтраты иногда проходят незаметно. Для их выявления необходимо тщательное, проводимое в динамике, рентгенологическое обследование. Очаги инфильтрации очень изменчивы, нередко множественны. В этом случае они возникают одновременно или последовательно. Чаще всего эозинофильные инфильтраты обнаруживаются справа, преимущественно в среднем поле. Обычно они нестойки, держатся от нескольких часов до 6 — 10 дней, но в некоторых случаях — до 1 мес и более.
Легочная инфильтрация сопровождается гиперэозинофилией в крови. Она обнаруживается с первых дней после заражения и обычно определяется в течение месяца. Количество эозинофилов не превышает 30 — 40%.
Из других клинических признаков миграционной фазы можно отметить повышение температуры, чаще до субфебрильной, а иногда и до высоких цифр, сухой кашель, явления астматического бронхита с сухими свистящими хрипами. В некоторых случаях могут развиться эозинофильные пневмонии и плевриты, приводящие к полной временной потере трудоспособности.
Легочные проявления аскаридоза часто не распознаются, и диагностируют грипп, бронхит, пневмонию и даже туберкулез. Gelpi, Mustafa (1967) в Саудовской Аравии описали вспышки сезонных заболеваний органов дыхания аскаридозной этиологии с характерными рентгенологическими и гематологическими проявлениями, свойственными синдрому Леффлера.
В условиях Узбекистана, особенно в горных и предгорных местностях, где чаще всего регистрируются очаги аскаридоза, необходимо исключить при диагностике аскаридозную этиологию многих нерасшифрованных заболеваний органов дыхания.
Помимо легочных проявлений, возможны кожные изменения типа крапивницы и других зудящих высыпаний.
Кишечная фаза аскаридоза протекает с симптомами, указывающими в основном на нарушение деятельности органов пищеварения и нервной системы (в ряде случаев при низкой интенсивности инвазии симптомы могут быть мало выражены). Больные отмечают нарушение аппетита, частую тошноту, иногда гиперсаливацию, боли в животе.
Дети становятся капризными, нервными, жалуются на плохой сон, головные боли, у них снижается успеваемость. У взрослых снижается работоспособность. Могут наблюдаться симптомы энтерита, энтероколита, гастрита (часто гипоацидного или анацидного).
В редких случаях аскаридоз бывает причиной вестибулярных расстройств, эпилептиформных припадков и даже менингеальных явлений. Нередко отмечается умеренно выраженная эозинофилия в крови, иногда гипохромная анемия и тромбоцитопения.
Осложнения кишечной фазы весьма разнообразны и могут протекать крайне тяжело. Паразиты способны разрывать послеоперационные швы на кишечнике. Нередко развивается кишечная непроходимость, по данным разных авторов — в 2,6 — 2,8% по отношению ко всем случаям кишечной непроходимости. Описаны также аскаридозные перитониты, аппендициты.
Проникновение аскарид в печень и желчные пути отмечают многие авторы. При этом чаще всего наступает обтурационная желтуха, а в некоторых случаях даже абсцесс печени. Паразиты могут проникать в поджелудочную железу, обусловливая тяжелые панкреатиты. Описаны дети, у которых во время сна аскариды проникали в желудок, пищевод, глотку, а затем в гортань, трахею и вызывали смерть от удушья.
Выхождение глистов во время рвоты — весьма частое явление. Оно вызывает тревогу и страх не только у больного, но и у окружающих.
«Важнейшие гельминтозы человека в Узбекистане»,
П.М.Лернер В.Р.Лемелев
Смотрите также: