Эпидемиология

29.06.2011г.

Источником эхинококкоза являются собаки, а также волки, шакалы, лисицы, койоты и другие плотоядные животные. От них заражаются различные травоядные и всеядные животные (овцы, козы, крупный рогатый скот, свиньи, лошади, олени и др.).

В дальнейшем кругооборот инвазии в синантропных очагах поддерживается в результате поедания собаками пораженных эхинококком органов животных. В природных очагах эхинококкоза заражение хищников происходит от объектов их питания.

При альвеококкозе эпизоотический процесс совершается в основном между дикими животными
— песцами, лисицами, волками, с одной стороны, и грызунами — с другой. В этот процесс могут вовлекаться также и собаки, кошки, значительно реже овцы, козы и другие животные (Шульц Р. С., 1961). В Якутии описаны поселковые типы альвеококкоза (Мартиненко В. Б., и др., 1984).

Человек, являясь промежуточным хозяином эхинококкоза и альвеококкоза, служит фактически тупиком в эпидемическом процессе, так как от него инвазия не передается.

По данным В. М. Садыкова (1967), в Узбекистане эхинококкоз обнаруживается в среднем у 6 % собак, однако во многих населенных пунктах этот показатель достигает несколько десятков процентов.

И. В. Ряснянский (1972) отмечает, что в Самаркандской области пораженность эхинококком коров составила 34,8 %, овец — 53,8 %, свиней — 6,7 %.

Пораженность альвеококкозом животных во много раз ниже, чем эхинококкозом. В Узбекистане, по данным В. М. Садыкова (1967), среди овец она составила 0,02 — 0,08 %, крупного рогатого скота — 0,12 — 0,45 % и т. д.

В. М. Садыков, Е. Н. Семенова (1965) проанализировали материалы прозекториев и хирургических клиник в ряде областей Узбекской ССР и выявили эхинококкоз в 0,54 % случаев, то есть в 6 раз чаще, чем альвеококкоз. По данным А. Джалилова (1983), этот показатель составил 0,47 %.

При изучении путей передачи эхинококкоза было отмечено, что одной из причин высокой зараженности собак в Узбекистане является частое поедание ими на мясокомбинатах и хладобойнях мясных продуктов, содержащих эхинококковые пузыри. Кроме того, В. М. Садыков (1967) выявил в городах Узбекистана дополнительный скрытый путь заражения собак эхинококкозом.

Оказалось, что такие продукты, как легкие, печень, купленные в магазине Самарканда, в ряде случаев были обсеменены сколексами эхинококка, даже при отсутствии в этих органах самих эхинококковых пузырей. Очевидно, загрязнение этих продуктов могло произойти в результате соприкосновения с другими пораженными органами животных.

Человек заражается эхинококкозом при игре с собакой, уходе, еде из общей посуды, лизании собакой рук и лица хозяина. Зачастую заражение может иметь место и от здоровой собаки, у которой шерсть оказалась загрязненной экскрементами инвазированных собак. Риск заражения эхинококком в 20 раз выше у владельцев собак, чем у лиц, не имеющих их (ВОЗ, 1969).

Чаще заражаются животноводы и лица, связанные с хранением и обработкой сырья животного происхождения. Некоторое значение имеет также распространение инвазии через зараженную воду и пищу. По данным А. Г. Шакарбва й соавт. (1988), изучавших интенсивный очаг эхинококкоза в Самаркандской области, чаще всего заражение происходит через загрязненные фекалиями собак предметы.

Что касается заражения человека альвеококкозом, то здесь, помимо общения с собаками, кошками, важную роль играют контакт с инвазированными песцами, снятие шкурок, а также употребление в пищу ягод, питье сырой воды (Савельев В. Д., 1972).

В разных географических зонах могут встречаться разные штаммы эхинококков (арктический и др.).

«Важнейшие гельминтозы человека в Узбекистане»,
П.М.Лернер В.Р.Лемелев



Смотрите также: