Главная / Гигиена / Гигиена детей и подростков / Нормативы естественного освещения

Нормативы естественного освещения

21.06.2010г.

Нормативы естественного освещения для учебных помещений должны быть выше, чем для обычных жилых домов, что в равной мере относится как к геометрическим, так и светотехническим его показателям. Большое влияние на освещенность классов и кабинетов может оказывать коэффициент отражения их внутренней поверхности. В этом отношении играет роль окраска не только потолка и стен, но и школьной мебели, в связи, с чем парты и столы следует окрашивать не в черный, а в голубовато-серый или светло-коричневый цвет.

Необходимо также иметь в виду, что во всех случаях свет должен падать слева от сидящего ученика. Это устраняет затенение рабочей поверхности, имеющее место при падении его справа или сзади. Совершенно недопустимым является расположение парт перед окнами ввиду слепящего действия прямого солнечного света.

Большое внимание следует обращать и на чистоту оконных стекол, так как при запылении они могут задерживать до 30 — 40% световых лучей. Не допускается также закрашивать нижние секции окон, вешать занавеси и шторы, расставлять на подоконниках цветы.

Для помещений с односторонним расположением светопроемов должен строго выдерживаться коэффициент заглубления, равный 1/2, т. е. глубина комнаты не должна превышать двойной высоты верхнего края окна от пола. Наряду с естественным светом во всех школах должна быть обеспечена и рационально устроенная система искусственного освещения, необходимая для вечерних смен и для внеклассной работы. Кроме того, в ряде областей эта система нужна и для учебных занятий в ранние утренние, и даже дневные часы в течение зимних месяцев года.

Минимальные нормы освещенности для классных помещений. Для достижения данных нормативов необходимо, чтобы в классе стандартного размера было размещено 8 — 9 светильников СК — 300 (на высоте 1,9 м от рабочей поверхности), снабженных электрическими лампами 200 Вт. При этом следует обеспечивать освещение учебных комнат рассеянным светом, не дающим резких теней. Обязательным требованием к системе освещения служит также его равномерность, причем отношение наименьшей освещенности к наибольшей не должно превышать 1/2.

В последнее время в школах получили большое распространение люминесцентные источники света, которые имеют ряд существенных преимуществ по сравнению с лампами накаливания. Прежде всего, они обладают более высокой световой отдачей, что позволяет значительно увеличить нормируемые уровни освещенности. Кроме того, люминесцентные лампы имеют малую яркость и излучают рассеянный свет, близкий по своему спектральному составу к дневному.

Следует, наконец, отметить, эта система освещения дает особо благоприятные показатели только при освещенности не ниже 100 л так как при меньшей интенсивности люминесцентный свет производит сумеречное впечатление.

Для освещения классов и учебных кабинетов рекомендуются лампы белого света (типа БС) как более экономичные и менее искажающие цвета. В лабораториях могут применяться также и лампы дневного света (типа ДС). При использовании любых источников света необходима защита органов зрения от их слепящего действия, для чего применяются различного вида светильники.

«Гигиена», В.А.Покровский



Смотрите также: