Главная / Гигиена / Гигиена детей и подростков / Работоспособность в течение дня

Работоспособность в течение дня

Установлено, что наиболее высокая работоспособность отмечается у учащихся младших классов на 1 — 2-м уроке, а у более старших школьников — на 2 — 3-м уроке. Именно эти уроки следует отводить тем предметам, которые требуют особо напряженного внимания, и для контрольных работ.

Благотворное влияние на успеваемость оказывают занятия по физкультуре и ручному труду, обеспечивающие смену умственной деятельности на преимущественно физическую, выполняемую при большом разнообразии поз и движений. Возникающее утомление у младших школьников оказывается уже значительно выраженным к 3 — 4-му уроку, а у остальных — к 5-му.

Исходя из этого, типовой учебный план имеет следующее максимальное количество обязательных учебных часов: 1 — 5-х классов — 24 ч в неделю, 5 — 7-х — 30 ч, 8-х — 31 ч и 9 — 10-х классов — 32 ч в неделю. Кроме того, школам предоставлено, право проводить (начиная с 7-го класса) факультативные занятия по естественным и гуманитарным наукам по выбору школьников.

Определенные изменения претерпевает и недельная кривая работоспособность учащихся, являющаяся наиболее низкой в субботу и понедельник. Если в первом случае это снижение объясняется их утомлением к концу рабочей недели, то во втором оно находится в непосредственной связи с состоянием врабатываемости, т. е. с постепенным включением в трудовую деятельность после дня отдыха.

Таким образом, максимальная успеваемость школьников отмечается во вторник и в среду, а начиная с четверга, она постепенно снижается вследствие развивающегося утомления.

Наконец, большое значение имеет сама методика проведения урока. Как правило, несколько первых минут его являются менее эффективными и фактически затрачиваются на рабочую установку организма к тому, или иному виду деятельности.

Последующий период характеризуется наибольшей продуктивностью умственного труда, длительность его зависит от возрастных особенностей центральной нервной системы. Исходя из этого, первую половину урока надо в основном уделять объяснению нового материала, а заключительную часть — относительно более легкой работе, например опросу учащихся.

«Гигиена», В.А.Покровский



Смотрите также: