Основные гигиенические требования к организации учебно-воспитательной работы
Важнейшей задачей гигиены детей и подростков является изучение и совершенствование всей учебно-воспитательной работы с целью создания оптимальных условий для физического и психического развития растущего организма.
Основным гигиеническим принципом при проведении этой работы служит ее соответствие возрастным особенностям ребенка, главной отличительной чертой которых можно считать недостаточную зрелость отдельных функциональных систем, в особенности его нейрогуморального аппарата.
Вместе с тем каждому периоду детской жизни свойствен особый уровень чувствительности по отношению к отдельным факторам внешней среды, что должно находить свое отражение в соответствующих нормативах (Е. И. Кореневская).
В условиях детского сада процесс воспитания и обучения также должен иметь свою специфику для различных возрастных групп. Так, дети младшей группы (3 — 4 года) быстрее утомляются, нуждаются в более длительном отдыхе и частой смене различных видов деятельности, причем продолжительность занятий (рисование, лепка и др.) не должна превышать 10 — 15 мин.
При организации физических упражнений и утренней гимнастики с детьми этого возраста надо особенно следить за освоением ими основных движений. Большого внимания и осторожности требуют специальные процедуры, которые должны проводиться только после тщательного медицинского осмотра и указаний врача. Ввиду того что дети младшей группы еще не овладели соответствующими гигиеническими навыками, им отводится сравнительно больше времени на туалет и еду.
В режиме дня детей среднего дошкольного возраста (5 — 6 лет) несколько увеличивается продолжительность занятий: длительность первого — 20 мин, второго — 15 мин с 10-минутным перерывом между ними. Кроме того, их начинают привлекать к элементарным видам трудовой деятельности, к дежурству в уголке природы и т. д.
Несколько меньше времени отводится на дневной сон, а также на еду и другие виды самообслуживания. Для детей старшей группы соответственно возрастным особенностям становится возможным проведение двух занятий длительностью по 25 мин каждое и увеличение их трудовых обязанностей во время дежурства.
Вместе с тем повышаются требования к организованности, дисциплине и самостоятельности, а также несколько увеличивается нагрузка при проведении физических упражнений и закаливающих мероприятий. Так, например, в распорядке дня вечерней (12-часовой) группы необходимо предусмотреть время ужина, а для группы круглосуточного пребывания — время отхода к ночному сну, вставания и утреннего туалета.
«Гигиена», В.А.Покровский
Смотрите также:
- Акселерация как социально-биологическая проблема
- Основы гигиенического нормирования микроклимата
- Режим дня физически ослабленных детей
- Система отопления
- Работоспособность в течение дня
- Нормативы естественного освещения
- Проведение занятий в первом классе
- Внутреннее оборудование помещений
- Программа общеобразовательной школы
- Парты
- Наблюдения за динамикой работоспособности
- Осанка
- Трудовая деятельность
- Требования к производственному оборудованию школьных мастерских
- Значение правильно организованного отдыха
- Оценка качества учебных пособий
- Физическое воспитание