Главная / Гигиена / Гигиена детей и подростков / Основные гигиенические требования к организации учебно-воспитательной работы

Основные гигиенические требования к организации учебно-воспитательной работы

21 июня 2010г.

Важнейшей задачей гигиены детей и подростков является изучение и совершенствование всей учебно-воспитательной работы с целью создания оптимальных условий для физического и психического развития растущего организма.

Основным гигиеническим принципом при проведении этой работы служит ее соответствие возрастным особенностям ребенка, главной отличительной чертой которых можно считать недостаточную зрелость отдельных функциональных систем, в особенности его нейрогуморального аппарата.

Вместе с тем каждому периоду детской жизни свойствен особый уровень чувствительности по отношению к отдельным факторам внешней среды, что должно находить свое отражение в соответствующих нормативах (Е. И. Кореневская).

В условиях детского сада процесс воспитания и обучения также должен иметь свою специфику для различных возрастных групп. Так, дети младшей группы (3 — 4 года) быстрее утомляются, нуждаются в более длительном отдыхе и частой смене различных видов деятельности, причем продолжительность занятий (рисование, лепка и др.) не должна превышать 10 — 15 мин.

При организации физических упражнений и утренней гимнастики с детьми этого возраста надо особенно следить за освоением ими основных движений. Большого внимания и осторожности требуют специальные процедуры, которые должны проводиться только после тщательного медицинского осмотра и указаний врача. Ввиду того что дети младшей группы еще не овладели соответствующими гигиеническими навыками, им отводится сравнительно больше времени на туалет и еду.

В режиме дня детей среднего дошкольного возраста (5 — 6 лет) несколько увеличивается продолжительность занятий: длительность первого — 20 мин, второго — 15 мин с 10-минутным перерывом между ними. Кроме того, их начинают привлекать к элементарным видам трудовой деятельности, к дежурству в уголке природы и т. д.

Несколько меньше времени отводится на дневной сон, а также на еду и другие виды самообслуживания. Для детей старшей группы соответственно возрастным особенностям становится возможным проведение двух занятий длительностью по 25 мин каждое и увеличение их трудовых обязанностей во время дежурства.

Вместе с тем повышаются требования к организованности, дисциплине и самостоятельности, а также несколько увеличивается нагрузка при проведении физических упражнений и закаливающих мероприятий. Так, например, в распорядке дня вечерней (12-часовой) группы необходимо предусмотреть время ужина, а для группы круглосуточного пребывания — время отхода к ночному сну, вставания и утреннего туалета.


«Гигиена», В.А.Покровский

Акселерация как социально-биологическая проблема

Акселерация, бесспорно, является комплексной социально-биологической проблемой, при решении которой необходимо учитывать всю сумму внешних воздействий, оказывающих влияние на человеческий организм. Это непосредственно относится к ...

Режим дня физически ослабленных детей

Индивидуального подхода требует и режим дня физически ослабленных детей или перенесших серьезное заболевание. Это может относиться к установлению более длительного отдыха, дополнительного питания, некоторых ограничений при проведении ...



В том же разделе:
Характеризуя развитие растущего организма, обычно различают определенные возрастные периоды: грудной, преддошкольный, собственно дошкольный, младший, средний и старший школьные возрасты. Каждый из возрастных периодов отличается специфическими морфологическими и физиологическими особенностями, приоритет изучения которых принадлежит нашим отечественным ученым — известным педиатрам С. Ф. Хотовицкому и Н. П. Гундобину. При рассмотрении...
Развитие мышечной системы также происходит довольно неравномерно. В первую очередь формируются, более крупные мышцы и лишь затем достаточно развивается мелкая мускулатура кисти, обеспечивающая выполнение более точных движений. Для детей дошкольного и младшего школьного возраста характерна недостаточная координированность мышечной деятельности, что объясняет определенную угловатость и неловкость их движений, а также быструю утомляемость...
Сердечнососудистая система, подобно другим органам, претерпевает довольно существенные изменения в процессе своего развития. Масса детского сердца первоначально относительно больше, чем у взрослого, но сила сокращения мышцы сравнительно невелика. Недостаточное совершенство нервного аппарата обусловливает возможность нарушения ритма и частоты пульса под влиянием самых различных причин. Только в 7-8-летнем возрасте пульс у детей...
Строение и функциональные особенности органов дыхания ребенка не одинаковы в различные периоды его развития. Для маленьких детей, прежде всего, характерна узость дыхательных путей (особенно верхних), нежность их тканей и легкая ранимость слизистых оболочек, весьма богатых кровеносными и лимфатическими сосудами. Это обусловливает частое нарушение носового дыхания даже при незначительном насморке. Вследствие того что грудная клетка...
Важное значение для гигиены детского возраста имеют некоторые особенности развития органов пищеварения. Постоянные зубы у детей покрыты более тонкой эмалью, чем у взрослых, вследствие чего они легко могут подвергаться кариесу. Возникновению этого процесса нередко способствует их соседство с уже испорченными молочными зубами. Обращает на себя внимание и сравнительная узость пищевода, обладающего слабо развитой эластической тканью...
Другие разделы: