Главная / Гигиена / Гигиена детей и подростков / Качественное совершенствование головного мозга

Качественное совершенствование головного мозга

Качественное совершенствование головного мозга может продолжаться и в зрелые годы жизни человека, однако основа функционального развития его коры закладывается в годы детства и юношества, о чем никогда не должны забывать родители, педагоги и врачи.

Соответственно этому развитию происходит постепенное становление высшей нервной деятельности ребенка, которая при всем разнообразии индивидуальных особенностей обладает некоторыми общими характерными для определенного возраста чертами. Это прежде всего выражается в том, что кора больших полушарий у дошкольников и младших школьников недостаточно развита в функциональном отношении, причем процессы возбуждения преобладают над процессами внутреннего активного торможения.

В то же время у детей оба вида указанных процессов обладают способностью очень легко иррадиировать, т. е. широко распространяться в коре больших полушарий. Последнее может, разумеется, нарушать нормальную работу головного мозга, требующую сосредоточенной концентрированной реакции определенных групп нервных клеток. Поскольку в раннем возрасте в центральной нервной системе преобладают процессы возбуждения, то необходимость длительного торможения, прежде всего в двигательной сфере, может являться одной из главных причин повышенной утомляемости ребенка.

При этом утомление сопровождается ослаблением тормозных процессов, как обычно говорят растормаживанием тормозов, Раньше и сильнее всего нарушается внутреннее активное торможение, что в свою очередь вызывает ослабление дифференцировок, падение точности движений и понижение внимания. Установлено, что в дошкольном и младшем школьном возрасте ребенок способен быть сосредоточенным лишь 15 — 20 мин, причем длительность произвольного внимания зависит от интереса к данному занятию и понимания его важности.

В последующие годы наблюдается постепенное повышение способности центральной нервной системы к выполнению более длительной и напряженной умственной работы. Однако даже у детей 9 — 10 лет к концу урока может отмечаться состояние двигательного беспокойства. Поскольку это состояние позволительно рассматривать как защитную реакцию, некоторые авторы обоснованно предлагают считать его охранительным возбуждением.

Специальными исследованиями установлено, что утомление развивается у детей быстрее, если их деятельность бывает связана с преимущественным напряжением второй сигнальной системы. Вместе с тем доказано, что статические усилия больше утомляют ребенка, чем динамические, поэтому необходимость соблюдения вынужденной неподвижности, хотя бы во время сидения за партой, является одним из самых значительных факторов, обусловливающих его развитие.

«Гигиена», В.А.Покровский



Смотрите также: