Главная / Гигиена / Гигиена детей и подростков / Особенности развития органов пищеварения

Особенности развития органов пищеварения

Важное значение для гигиены детского возраста имеют некоторые особенности развития органов пищеварения. Постоянные зубы у детей покрыты более тонкой эмалью, чем у взрослых, вследствие чего они легко могут подвергаться кариесу. Возникновению этого процесса нередко способствует их соседство с уже испорченными молочными зубами.

Обращает на себя внимание и сравнительная узость пищевода, обладающего слабо развитой эластической тканью и весьма нежной слизистой оболочкой. У детей младшего возраста объем желудка во много раз меньше, чем у взрослых, причем кислотность и ферментативная активность желудочного сока также менее выражены. Это обусловливает часто встречающиеся расстройства пищеварения и легкое возникновение рвоты при перекармливании ребенка.

Определенное значение имеют и некоторые возрастные особенности строения кишечника, мышечный слой и эластические волокна которого развиты слабее, чем у взрослых. Прямым следствием этого является менее энергичная перистальтика, обусловливающая возникновение довольно частых запоров.

Необходимо указать и на недостаточное развитие клеток печени, объясняющее большую нежность ее ткани, возможность возникновения застойных явлений и сравнительно малую сопротивляемость инфекционному началу. Специфика строения и деятельности желудочно-кишечного тракта у детей, а также особенности их энергетического обмена должны учитываться при организации детского питания. Это в одинаковой мере касается количественных и качественных показателей состава пищевого рациона, режима питания и других гигиенических требований.

Следует особо подчеркнуть значение рациональной организации питания учащихся непосредственно в школе, так как дети школьного возраста должны принимать пищу не менее четырех раз в день, что определяется физиологическими особенностями их пищеварения и энергетическими тратами организма.

Поэтому при длительности учебных занятий до 5 ч в день и более бывает недостаточно одного утреннего завтрака, который ребенок съедает перед уходом в школу. Отсюда ясна целесообразность организации дополнительного питания учащихся во время большой перемены в виде горячих завтраков или обедов, причем последние особенно показаны в группах продленного дня.

«Гигиена», В.А.Покровский



Смотрите также: